В помощь куратору

Национальная система образования в Республике Беларусь в полной мере обеспечивает воспитание обучающихся на всех уровнях образования. За последние годы в стране многое сделано в системе образования: создана необходимая законодательная база, обеспечивается стабильное финансирование, обучающимся и педагогам оказывается социальная поддержка.

На молодежь в современных непростых условиях возложена важная задача – сберечь Беларусь и заложить фундамент ее развития для следующего поколения.

В соответствии с Указом №1 от 1 января 2023 Президентом Республики Беларусь 2023 год объявлен Годом мира и созидания и посвящен формированию объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранению и укреплению единства белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства. На педагогических работников возложена важная и ответственная миссия – воспитать патриотов, уважающих свою историю, культуру и традиции, разделяющих социальные ценности, четко осознающих ответственность не только за себя, но и за своих родителей, родных, за тех, кто отдал свою жизнь ради того, чтобы сегодня мы жили в свободной и независимой стране.

Первый урок в учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуется провести на тему «Беларусь и Я – диалог мира и созидания».

С учетом многолетнего опыта и практики проведения единых уроков рекомендуется организовать его проведение в торжественной обстановке с участием педагогических работников, законных представителей учащихся и приглашенных гостей.

Единый урок целесообразно провести в актовом зале, библиотеке, музее или музейной комнате, учебном кабинете учреждения образования. Важно обратить внимание на оформление помещения, в котором проводится первый урок, где могут быть представлены следующие элементы: государственная символика, Конституция Республики Беларусь, выставки книг и фотоматериалов «Это моя страна!», иллюстрации исторических мест и природы Беларуси, выдающихся деятелей республики, творческие работы учащихся (эссе, проекты, сочинения, стихи, плакаты, газеты, макеты и т.д.) на тему «Беларусь: вчера, сегодня, завтра».

В качестве модератора мероприятия может выступить как педагогический работник учреждения образования, так и подготовленный учащийся из числа ученического самоуправления.

В содержание первого урока рекомендуется включить следующие памятные даты:

3 сентября – День белорусской письменности;

17 сентября — День народного единства.

Во время проведения первого урока следует обеспечить рассмотрение следующих аспектов: этапы становления и развития белорусской государственности, государственные символы Республики Беларусь, военно-патриотическое воспитание учащихся, молодежь и современный рынок труда.

Отдельное внимание при проведении первого урока следует уделить истории жизненного пути первых созидателей – белорусским деятелям культуры прошлых веков (Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Кирилл Туровский, Сымон Будный и пр.)

Содержание урока должно стать важным аспектом воспитания бережного и уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь как одного из приоритетных направлений в воспитательной работе, олицетворяющим уважение к прошлому и настоящему своей страны.

В рамках запланированных мероприятий актуальным станет организация и проведение информ-дайджестов, деловых игр, викторин на темы: «Знаете ли вы символику Республики Беларусь?», «История Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь», «Государственная символика Беларуси» и др.

При проведении первого урока следует учитывать, что патриотизм имеет огромное значение в духовном и социальном развитии учащейся молодежи и выступает как часть мировоззрения и отношения к родной стране. На укреплении чувств патриотизма возвышается любовь к родине, ответственность за ее могущество и независимость.

Необходимо предусмотреть участие руководителей по военно-патриотическому воспитанию в военной форме, с соответствующей атрибутикой.

При организации первого урока предпочтительно использовать информационно-коммуникационные технологии. Необходимо популяризировать среди обучающихся информационные ресурсы конструктивной и патриотической направленности (интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by», «Молодежь Беларуси», YouTube-канал Национального центра художественного творчества детей и молодежи, Республиканский волонтерский центр и др.).

Специфика социального статуса молодежи как социально-демографической группы позволяет рассматривать рынок труда молодежи

как относительно самостоятельный сегмент рынка рабочей силы. Особое внимание со стороны государства к проблеме трудоустройства молодых граждан обусловлено, в частности, тем, что активное и успешное включение молодежи в трудовые отношения является залогом социально-экономической стабильности страны в будущем.

Важным направлением трудовой занятости молодежи в период обучения в учреждениях образования является деятельность студенческих отрядов. Указом Президента Республики Беларусь от 9 августа 2023 г. № 257 «О Всебелорусской молодежной стройке» объектам строительства образовательно-оздоровительного учреждения «Республиканский центр патриотического воспитания молодежи» на базе Кобринского укрепления Брестской крепости присвоен статус Всебелорусской молодежной стройки.

По окончанию мероприятия рекомендуется проведение рефлексии на тему «Достижения мирных лет» в соответствии с примерным перечнем вопросов для учащихся:

  1. Назовите не менее 5 достижений за годы независимости наиболее значимых для нашей страны.
  2. Какие периоды истории способствовали становлению и развитию Республики Беларусь?
  3. По вашему мнению, что способствует сохранению мира?
  4. Что вам известно о ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. По вашему мнению, важно ли сохранить историческую память?
  5. Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и традициям, если мы хотим быть единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело»? В чем может заключаться ваша роль в общем деле?
  6. Назовите наиболее популярные молодежные интернет-платформы патриотической направленности.

Первый урок для учащихся должен сформировать высокое патриотическое сознание, чувства верности и любви к своей стране, укрепить идеи мира и созидательного труда.