Гостевая книга · Карта сайта · Контакты
Без флеша








Интернет-ресурсы


Методические рекомендации «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2017/2018 учебном году»

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь

______________В.А.Богуш

«___» ________________2017 г.

Методические рекомендации

«Особенности организации социальной, воспитательной и

идеологической работы в учреждениях профессионального образования

в 2017/2018 учебном году»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Программно-планирующая документация воспитания.

3.2. Мониторинг качества социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.

3.3. Организационно-методическая деятельность.

IV. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание.

4.2. Формирование информационной культуры учащихся, обеспечение безопасной информационной среды.

4.3. Развитие ученического самоуправления. Работа с общественными объединениями.

4.4. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения.

4.5. Профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи.

4.6. Духовно-нравственное воспитание.

4.7. Семейное и гендерное воспитание учащихся.

4.8. Профессиональное образование в интересах устойчивого развития.

4.9. Организация и проведение «Профессиональных суббот».

4.10. Формирование культуры быта и досуга в условиях общежития.

4.11. Деятельность социально-педагогической и психологической службы. Защита прав и законных интересов учащихся.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

6.1. Перечень нормативных правовых документов, информационно-аналитических материалов по актуальным направлениям организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.

6.2. Рекомендуемая форма плана идеологической и воспитательной работы на 2017/2018 учебный год.

6.3. Методические материалы по организации работы первичных организаций ОО «БРСМ» в учреждениях профессионального образования.

6.4. Рекомендуемая форма графика работы педагога-психолога /педагога социального.

6.5. Рекомендуемая форма социально-педагогической характеристики учреждения профессионального образования.

6.6. Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Республике Беларусь активно развивается рынок труда, экономика и производство, что определяет совершенствование требований к выпускникам учреждений профессионального образования. Работодателей привлекают высокий уровень подготовки по специальности, профессиональные компетенции, обеспечивающие профессиональный и личностный рост человека труда, его социально-психологические характеристики (социальная активность и мобильность, предприимчивость и инициативность, нравственность и общая культура, коммуникабельность и умение работать в команде, ответственность и др.). Личные качества и социально-психологические характеристики становятся все более значимыми при приеме на работу молодого специалиста, поэтому обеспечение качества социальной, воспитательной и идеологической работы с учащимися – одна из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений профессионального образования.

Современное состояние воспитательной среды в учреждениях профессионального образования требует совершенствования в направлениях:

- анализа результатов развития личности учащихся в учреждениях профессионального образования, выявленных в процессе мониторинга;

- активизации деятельности ученического самоуправления и молодежных общественных объединений, способствующих социальной активности и самореализации молодежи;

- изменения подходов к воспитательно-профилактической работе с учащимися, склонными к асоциальному поведению, совершению преступлений и правонарушений, пропускам занятий без уважительной причины;

- повышения педагогического мастерства в овладении современными интерактивными формами и методами воспитательной работы.

Решение проблемных вопросов позволит обеспечить создание современного и эффективного воспитательного пространства во взаимодействии учреждения образования, социальных партнеров, общества.

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждениях профессионального образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 года № 9), Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы (подпрограмма «Молодежная политика») (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 г. № 250 и др.).

В информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь функционирует тематический банк данных правовой информации «Образование». Банк данных содержит раздел «Воспитание в системе образования», предоставляющий доступ к перечню нормативных правовых актов по вопросам воспитания.

Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам воспитания также доступны на сайте Министерства образования (http://edu.gov.by, раздел «Система образования»: вкладки «Воспитание», «Молодежь», «Профессиональное образование», «Дополнительное образование»), учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (http://ripo.unibel.by, разделы «Идеология и воспитание», «Журналы и научные издания» («Профессиональное образование» и «Воспитание. Личность. Профессия.»)).

Актуализированный перечень нормативных правовых документов, информационно-аналитических материалов по актуальным направлениям организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования представлен в Приложении 6.1.

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Программно-планирующая документация воспитания.

Программно-планирующая документация по идеологической и воспитательной работе включает Программу воспитательной работы учреждения профессионального образования сроком на пять лет, содержащая цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания с учетом особенностей, потребностей и интересов учащихся, и План воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год, разработанный на основе программы воспитательной работы учреждения образования, отражающий мероприятия по реализации основных направлений воспитания, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за их проведение. Данные документы рассматриваются на заседании педагогического совета и утверждаются руководителем учреждения образования.

Анализ программно-планирующей документации в учреждениях образования позволяет отметить наличие различных моделей оформления и структурирования планов и программ. В ряде случаев допускается дублирование содержания разделов, что требует корректировки названий документов, используется устаревшая терминология. Следует отметить наличие дополнительных планов, ведение которых требуют комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, здравоохранения, по чрезвычайным ситуациям и иные службы (план информационной работы, планы работы по формированию ценностного отношения к жизни среди учащейся молодежи; по правовому просвещению, предупреждению преступности и профилактике правонарушений; по профилактике наркомании, токсикомании, курения; по профилактике алкоголизма; по профилактике ВИЧ-инфекции; по пропаганде гигиенических знаний и формирования здорового образа жизни; план работы с учащимися-сиротами на учебный год и др.). С целью оптимизации количества отчетной документации и исключения дублирования, мероприятия дополнительных планов следует включать в План воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год.

В Приложении 6.2. представлена форма плана идеологической и воспитательной работы, рекомендуемая для использования в новом учебном году.

3.2. Мониторинг качества социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.

Одним из важнейших путей совершенствования системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования является анализ качества воспитания, позволяющий сделать прогноз состояния воспитательной системы. Результаты мониторинга позволяют оценить эффективность форм, способов, приемов воспитательного воздействия, определить соответствие воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений для выявления проблем, препятствующих достижению целей воспитания. Результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся и системы воспитания в учреждении профессионального образования должны стать основой для постановки целей, конкретизации задач, планирования и совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью.

С учетом современных тенденций системное изучение эффективности идеологической и воспитательной работы в условиях учреждений профессионального образования следует осуществлять по основным параметрам:

1. Личностное развитие (уровень воспитанности) обучающихся как показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования (личностные параметры).

2. Качество организации идеологической и воспитательной работы в учреждении профессионального образования (системные параметры).

Анализ уровня воспитанности личности направлен на отслеживание динамики развития личности каждого учащегося. Анализ качества системы воспитания позволяет выяснить, насколько организованный в учреждении образования процесс воспитания способствует позитивным изменениям в развитии личности учащегося.

Оценка результатов эффективности идеологической и воспитательной работы определяется уровнями: высокий уровень (условно 4 балла); достаточный/выше среднего уровень (условно 3 балла); средний уровень (условно 2 балла); низкий уровень (условно 1 балл). Для оценивания уровня воспитанности необходимо использовать диагностический инструментарий, предложенный в методических рекомендациях «Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО, 2016 г.). Для получения объективной оценки уровня воспитанности учащихся в мониторинге участвуют несколько субъектов воспитательного процесса (куратор, педагог-психолог, педагог социальный и др.). По результатам оценок определяется среднее арифметическое число по каждому учащемуся, которое фиксируется в Журнале куратора. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями за предыдущий период. При изучении уровня воспитанности учащихся особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение всего периода обучения. В целях анализа динамики формирования личности учащегося и результативности воспитывающей деятельности учреждениям образования рекомендуется развивать базы данных результатов мониторинга.

Обсуждение результатов мониторинга качества воспитания, определение перспектив целесообразно проводить на заседании методического объединения кураторов, совещаниях при директоре, педагогическом совете.

3.3. Организационно-методическая деятельность.

Важным условием повышения качества идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования является организационно-методическое сопровождение деятельности субъектов воспитания.

При планировании работы методического объединения кураторов, совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних целесообразно предусмотреть ознакомление с изменениями нормативной правовой базы, методическими рекомендациями и материалами, результатами анализа качества идеологической и воспитательной работы. Необходимо обеспечить актуализацию базы данных методических разработок по различным направлениям воспитания и доступ к ней педагогических работников учреждения образования.

!!!!!!Следует отметить позитивный опыт создания учреждениями профессионального образования тематических баз, папок, которые содержат основные нормативные и методические документы в электронном и бумажном вариантах в библиотеках (Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг., Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 - 2020 годы, методические рекомендации к новому учебному году и др.). Это позволяет расширить доступ к соответствующим документам педагогов и учащихся.

Важным условием развития профессиональной компетентности педагогов является своевременное повышение квалификации, а также участие в методических мероприятиях различного уровня. На республиканском уровне в новом учебном году планируется проведение следующих мероприятий:

- республиканский педагогический совет (г. Минск, август 2017 года);

- республиканское инструктивно-методическое совещание «Актуальные направления идеологической и воспитательной работы в 2017/2018 учебном году» (в режиме видеоконференции, август 2017года);

- республиканский семинар-совещание «Опыт и перспективы внедрения результатов экспериментальной и инновационной деятельности в сфере воспитания в учреждениях профессионального образования» (учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования», ноябрь 2017 года);

- республиканский семинар-практикум для специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений профессионального образования по вопросам комплексной социально-педагогической и психологической помощи учащимся (ноябрь 2017 года);

- республиканский семинар для заместителей директоров по воспитательной работе «Эффективные подходы к формированию социально-личностных компетенций будущих специалистов» (учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения», апрель 2018 года).

- целевые курсы повышения квалификации: «Стратегия развития системы воспитания и социализации учащихся в учреждениях профессионального образования» (для заместителей директора по воспитательной работе, кураторов учебных групп, воспитателей); «Формирование ценностного отношения к жизни, ответственного и безопасного поведения у учащихся» (для педагогов-психологов, педагогов социальных); «Создание инклюзивного образовательного пространства в учреждении профессионального образования» (для заместителей директора по воспитательной работе, специалистов социально-педагогической и психологической службы, кураторов учебных групп).

IV. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание.

Одним из приоритетных направлений современной системы воспитательной работы в учреждениях профессионального образования является идеологическое воспитание, целью которого является привитие учащейся молодежи основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской позиции.

В ходе реализации основных задач идеологического воспитания в 2017/2018 учебном году деятельность учреждений профессионального образования должна быть направлена на усиление воспитательного потенциала учебных занятий, их идеологической составляющей. У каждого педагога есть уникальная возможность воспитывать учащихся, как через содержание учебного предмета, так и через различные формы организации учебно-познавательной деятельности. Максимальное использование воспитательного потенциала учебных занятий предусматривает:

- наличие связи изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами учащегося;

- определение вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона, интересов и потребностей учащихся, социального заказа родителей;

- реализацию аксиологического подхода к отбору содержания учебного материала, акцентирование внимания на ценностных и нравственных аспектах его составляющих;

- использование материалов, фактов исторического и культурного наследия своей страны, города, села при решении учебных задач;

- учет местных традиций и культурных ценностей при изучении предмета;

- привлечение учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, региона в процессе изучения соответствующих тем;

- участие учащихся в преобразовании окружающей жизни через учебные проекты, исследовательскую деятельность.

В новом учебном году следует особое внимание уделить реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарных дисциплин, а также факультативных занятий, направленных на формирование мировоззренческих основ личности. Социально-гуманитарные дисциплины, являются важным компонентом не только методологической культуры будущего специалиста, его политической компетентности, но и гражданской позиции, воспитания социальной ответственности.

Повышению качества идеологического воспитания в учреждениях профессионального образования будет способствовать использование интерактивных форм работы, таких как дистанционные форумы (с использованием видеоконференц-связи, в форме «чата» и др.), фокус-группы «Молодежные дебаты», «Открытый диалог» с участием государственных и общественных деятелей, депутатов Национального собрания Республики Беларусь.

Деятельность по формированию активной гражданской позиции у учащихся должна быть направлена на воспитание осознанного участия молодежи в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия и поступки в отношении к окружающему в личном и общественном плане. Необходимо обеспечить участие в республиканских молодежных акциях, проектах, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в учебной группе, учреждении образования, городе) – озеленение территории, восстановление памятников, водоемов, парков; оказание помощи социально незащищенным слоям населения: гражданско-патриотический проект «Собери Беларусь в своем сердце», историко-краеведческая экспедиция «Замки Беларуси», республиканский фестиваль-конкурс по экономике и предпринимательству «Лестница успеха», проведение авто/велопробегов по историческим, культурным и природным памятным местам Беларуси и др. мероприятия, предусмотренные Программой «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы. При организации работы целесообразно использовать сборник методических материалов «Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования» / сост.: Л.И. Змитрачкова, Г.П. Юрьян; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. - Минск: РИПО, 2015. – 235с.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, традиции своего народа, уважающей и любящей свою Родину. При проведении мероприятий патриотической направленности целесообразно использовать дополнительные педагогические средства, такие как открытый показ и обсуждение документальных фильмов, снятых на киностудии «Летапіс»: «Встреча на Эльбе» (автор и режиссер Анатолий Алай); «Маленький остарбайтер» (автор и режиссер Юрий Горулев); «Этого быть не могло… Но так было» о детях Минского гетто (автор и режиссер Антон Войнич) и др.

Особое значение в ходе реализации идей идеологического воспитания приобретает формирование у учащихся уважительного отношения к государственной символике, знание государственного гимна.

Обращаем особое внимание, что в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.11.2016 г. № 902 «Об организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования и мерах по повышению ее эффективности» до 1 сентября 2017 г. следует завершить работу по обновлению уголков государственной символики, информационных стендов, оказать содействие в оснащении комнат общественных организаций с учетом современных подходов.

Учреждениям профессионального образования следует обратить особое внимание на оформление уголков государственной символики (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» от 05.07.2004 г. № 301-З (ред. от 28.12.2009 г.) и методическими рекомендациями «Об использовании государственной символики в учреждениях образования»). Необходимо обеспечить наличие актуальной информации о режиме работы структурных подразделений, должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан; наличие и оформление стендов ПО ОО «БРСМ», ПО РОО «Белая Русь», уголков правовых знаний, а также размещение информации о Годе науки.

С целью формирования уважительного отношения к истории современной Беларуси целесообразно организовать посещение Музея современной белорусской государственности, одного из важных информационных, презентационных и коммуникационных центров Беларуси, экспозиции которого раскрывают все аспекты истории Беларуси с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня.

Особое внимание в новом учебном году необходимо уделить участию в республиканских программах и проектах, организованных ОО «БРСМ: «Мы – граждане Республики Беларусь», «Цветы Великой Победы», «Открытый диалог», «К защите Отечества – готов!», «100 идей для Беларуси», «Восстановление святынь Беларуси», республиканской декады общественно-патриотических дел, посвященных Чернобыльской трагедии и др.

В 2017 году отмечается знаковое событие – 500-летие белорусского книгопечатания, неразрывно связанное с именем всемирно известного земляка Франциска Скорины. Следует организовывать виртуальные читательские клубы, форумы «Моя любимая книга», «Кніга – невычэрпная крыніца ведаў» и др. Актуально проведение в сентябре кураторских часов, посвященных Дню белорусской письменности.

В соответствии с республиканским планом мероприятий по проведению в 2017 году Года науки следует обеспечить: размещение тематических рубрик и сведений о мероприятиях, посвященных Году науки, под официальным логотипом этого года; подготовку и обсуждение статей, информационных материалов, посвященных достижениям белорусских ученых; приглашение известных деятелей науки в целях освещения результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности. Необходимо активизировать работу научно-исследовательских обществ учащихся, проведение творческих встреч молодежи с учеными-ветеранами Великой Отечественной войны, развитие стартап-движения в Республике Беларусь, включая проведение регулярных конкурсов для начинающих предпринимателей.

Одним из актуальных направлений воспитательной работы является поликультурное воспитание учащихся, направленное на формирование умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму. Во втором полугодии 2017 года планируется проведение молодежного марафона «Диалог культур – единый мир» среди учащихся учреждений профессионального образования. В рамках марафона на региональном этапе будет организованы конкурсы по номинациям:

- исследовательские и информационные проекты по национальным культурам государств – участниц СНГ;

- декоративно-прикладное творчество в национальных культурах государств – участниц СНГ;

- Интернет-ресурс по формированию толерантного отношения к представителям различных национальностей и вероисповеданий (создание веб-страницы, страницы в социальных сетях и т.п.).

Победители региональных этапов марафона примут участие в республиканском этапе марафона, в рамках которого будут организованы: образовательный семинар по проблемам поликультурного пространства в учреждениях профессионального образования, представление проектов победителей региональных этапов, а также конкурс «Визитная карточка национальностей государств – участниц СНГ». Подробная информация о конкурсе будет представлена в Положении о проведении молодежного марафона «Диалог культур – единый мир» на портале Министерства образования Республики Беларусь.

4.2. Формирование информационной культуры учащихся и безопасности информационной среды.

В современных условиях интенсивного использования информационных ресурсов, развития информационных технологий, влияющих на деятельность и поведение молодежи, особую актуальность приобретает формирование информационной культуры и подготовке учащихся к жизни в информационном обществе.

Благодаря широкому распространению информационных средств, учащийся постоянно оказывается «под ударом» множества информационных потоков, воздействие которых влияют на мировоззрение молодежи, их ценностные ориентации.

При организации информационных часов следует руководствоваться методическими рекомендациями по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования (утверждены Министерством образования Республики Беларусь 15.07.2013 г.). Обращаем особое внимание, что в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 29.11.2012 г. №11-01-07/П-755 «Об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования», куратор обязан еженедельно проводить информационный и кураторский час.

Информационный час (тематический или обзорный) проводится с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы. Кураторский час проводится по запланированной тематике, при этом не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учебной группы учреждения профессионального образования.

Тематика кураторских часов определяется заранее и отражается в планах работы кураторов. Необходимо активнее привлекать учащихся к подготовке и проведению информационных и кураторских часов путем организации информационно-пропагандистских групп. Следует уделять особое внимание развитию и содержательному наполнению малотиражных газет, издаваемых в учреждении профессионального образования, развитию радио- и видеостудий и др.

Актуальным является использование веб-сайтов учреждений профессионального образования в целях повышения информационной культуры учащихся, их законных представителей, педагогических работников. Следует обеспечить систематическое ведение на сайтах веб-страниц, содержащих основные аспекты организации социальной, воспитательной и идеологической работы, предоставление онлайн-консультаций, оперативной информации по различным вопросам обучения и воспитания, обязательное наличие в своей структуре страниц, посвященных шестому дню, взаимодействию с родителями.

Развитие информационного пространства и формирование информационной культуры участников воспитательного процесса является предпосылкой насыщенного диалога в системе «педагог-учащийся», что создает базу для их активного сотрудничества. Необходимо обеспечивать информационную и методическую поддержку Интернет-проектов, творческих Интернет-ресурсов, создаваемых учащимися (Интернет-газеты, Интернет-журналы, видеоканалы пресс-центров, авторские блоги и т.п.).

Особое внимание следует обратить обучению учащихся безопасному поведению в интернет-пространстве, восприятию и пониманию информации; формированию конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях, формированию самоконтроля за своим поведением в Интернете.

С целью повышения уровня информационной компетентности учащихся, родителей, педагогов и специалистов социально-педагогической и психологической службы рекомендуется:

- распространение методической литературы и специализированных брошюр, памяток, листовок для родителей и педагогов по вопросам безопасного использования Интернет-ресурсов, угроз и рисков, связанных с использованием Интернета;

- информирование педагогов, родителей на семинарах, родительских собраниях о внешних признаках компьютерной зависимости, на которые стоит обращать внимание при общении с подростком;

- размещение в свободном доступе для учащихся и их законных представителей информации об организациях и службах, оказывающих экстренную психологическую помощь;

- повышение уровня правовой грамотности учащихся;

- проведение систематической работы с учащимися по профилактике компьютерной и игровой зависимости среди подростков и юношей;

- обучение учащихся правилам поведения в Интернете, способам защиты персональных (идентификационных) данных (акцентировать внимание на том, что после публикации информации в Интернете у подростков больше не будет возможности ее контролировать).

4.3. Развитие ученического самоуправления. Работа с молодежными общественными объединениями. Формирование лидерского потенциала.

Социальному развитию личности учащегося больше всего способствует коллективная самоорганизация среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление призвано решать проблемы, требующие посредничества между учащимися и администрацией и предполагает активное включение учащихся в подготовку и реализацию управленческих решений, касающихся жизнедеятельности учреждения профессионального образования, защиты прав и интересов учащихся, включения учащихся в социально значимую деятельность.

Ученическое самоуправление функционирует на основании Положения об органах ученического самоуправления, годового плана работы самоуправления. Структура самоуправления должна определяться, исходя из потребностей реальной жизни коллектива учреждения образования и находиться в постоянном развитии.

Органы самоуправления в учреждениях могут быть постоянными (Совет учащихся, Совет лидеров, Совет колледжа, Старостат, Совет группы), или временными, созданными для организации и проведения конкретных акций, традиционных дел и праздников.

Для того чтобы работа органов ученического самоуправления была скоординированной, создаются подразделения (сектора) для работы по разным направлениям. В учреждениях профессионального образования, как правило, функционируют трудовой, учебный, информационный, культурно-массовый, социально-бытовой, физкультурно-оздоровительный сектора, численный состав которых не ограничивается, что позволяет привлекать максимальное количество учащихся в деятельность ученического самоуправления.

Применительно к учебной группе самоуправление может рассматриваться как показатель уровня ее развития. Мощным фактором сплочения учащихся, стимуляции личностного развития каждого из них выступают традиции. К числу таких традиций могут быть отнесены коллективные праздники, турпоходы, конкурсы, поездки. В систему общественных поручений желательно вовлекать всех членов ученического коллектива.

Для взаимодействия органов самоуправления с ПО ОО «БРСМ», профсоюзной организацией возможно делегирование представителей одного органа для работы в состав другого.

С целью придания нового импульса работе по формированию активной гражданской позиции учащихся, необходимо активнее вовлекать молодежь в деятельность ученического самоуправления, в ряды первичных организаций профсоюзных организаций, общественных объединений «Белая Русь», «БРСМ» и др.

Для повышения качества работы первичных организаций ОО «БРСМ» в учреждениях профессионального образования рекомендуется активизировать взаимодействие с представителями районных (городских) комитетов ОО «БРСМ» с целью организации встреч с учащимися, мероприятий, торжественного вручения членских билетов, а также методической помощи по оформлении документации согласно Приложения 6.3.

С целью совершенствования деятельности первичной организации ОО «БРСМ», обсуждения перспектив работы рекомендуется создать наиболее приемлемую структуру распределения обязанностей в первичной организации ОО «БРСМ», ввести секретаря ПО ОО «БРСМ» в состав Совета учреждения образования; организовывать и проводить культурно-досуговые, спортивные мероприятия для членов первичной организации ОО «БРСМ», членов МООП не менее одного раза в месяц (Приложение 6.3.).

Рекомендуется закрепление за информационным сектором первичных организаций ОО «БРСМ» функций деятельности в интернет-пространстве по созданию и наполнению актуальной информацией раздела ПО ОО «БРСМ» на сайте, информационного сопровождения акций и мероприятий в учреждениях образования, в регионе, размещению фотоотчетов. В целях привлечения учащихся в молодежные отряды охраны правопорядка (МООП), информировать о достигнутых результатах и о возможностях участников МООП с приглашением представителей правоохранительных органов.

С целью выявления учащихся, заинтересованных в участии в общественной работе, формирования лидерских качеств и обучения актива учащихся следует проводить диагностику лидерского потенциала и организовывать работу «Школы лидера» для актива ученического самоуправления, первичных организаций ОО «БРСМ» и др.

В учреждениях профессионального образования целесообразно проводить работу по координации деятельности органов ученического самоуправления, актива первичной организации ОО «БРСМ», профсоюзной организации с использованием технологии «Равный обучает равного». Необходимо обеспечить организационно-педагогическое сопровождение деятельности Молодежного отряда охраны правопорядка (МООП), проведение тренингов личностного роста и лидерского саморазвития («Правила моей жизни», «На шаг впереди!» и т.д.), коррекционно-развивающих занятий по развитию лидерских качеств учащихся (Профессионально-личностное развитие учащихся. Сборник коррекционных программ / С.Р. Бутрим [и др.] ; под ред. О.С. Поповой. – Минск : РИПО, 2013. – 263 с.); проведение мероприятий с использованием современных и интересных для молодежи форм работы (акции «Человек года», «На100ящие лидеры»), мини-проекты («Молодёжь. Наука. Будущее», «Планета идей», «Republicanleader», «Позитивный контент»), квесты, конкурсы социальных роликов, мобильного кино, постер-мотиваторов, флаеров по актуальным проблемам).

Для развития одаренных учащихся рекомендуется разрабатывать комплексные программы психолого-педагогического сопровождения. Ориентирами воспитания одаренных учащихся в системе профессионального образования являются формирование и развитие социально значимых ценностей, определяющих личностное, социальное и профессиональное самоопределение учащегося: национальное достоинство, ценность активной жизнедеятельности, чувство ответственности перед собой и другими и др.

4.4. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения.

Актуальным направлением воспитательной работы в учреждениях профессионального образования является формирование культуры здорового образа жизни у юношей и девушек, которая включает: физическую культуру, отказ от курения, алкоголя, наркотиков, самоконтроль за своим здоровьем, сексуальное и репродуктивное здоровье. В целях обновления подходов к формированию культуры здорового образа жизни учащихся в условиях учреждений профессионального образования рекомендуется в 2017/2018 учебном году проводить информационно-просветительскую, профилактическую, коррекционно-развивающую работу по трем уровням:

- социальный: пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации (информация на сайте учреждения, в социальных сетях, издания и стенгазеты), проведение информационно-просветительской работы совместно с учреждениями здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, общественными объединениями и др.;

- инфраструктурный: создание безопасных условий в учреждениях профессионального образования для безопасной жизнедеятельности (состояние зданий, сооружений, спортивных стадионов, подъездных путей, бытовой техники и др.); соблюдение санитарно-гигиенических требований; развитие сети спортивных секций и объединений по интересам; проведение экологического контроля; оснащение медицинских кабинетов необходимым оборудованием и др.;

- личностный: формирование системы ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14 ноября 2016 г. № 902 необходимо обеспечить функционирование спортивных, тренажерных залов, бассейнов, секций во внеучебное время, шестой день и каникулярный период.

Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из важных проблем, вызвавшей острую необходимость решения и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Педагогическим работникам учреждений профессионального образования необходимо сконцентрировать усилия на профилактике зависимого поведения, пропаганде культуры здорового образа жизни, препятствовать распространению в молодежной среде негативных социальных отклонений, способствующих формированию разного рода зависимостей (алкогольная, игровая, компьютерная, наркотическая, никотиновая, пищевая, и др.).

С целью обеспечения индивидуального подхода и комплексной реабилитации конкретного несовершеннолетнего специалистам учреждений образования необходимо руководствоваться принятым 27.06.2017 г. № 487 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством).

Также следует проводить молодежно-имиджевые акции («Цена зависимости – жизнь», эстафеты мнений: «Бесконфликтное поведение – основа здорового общества», «Как справиться с вредной привычкой»), дискуссионные качели («Быть здоровым модно — быть здоровым можно», «Книга или компьютер: все «за» и «против») и др.

В связи с имеющими место случаями гибели людей на водах в 2017/2018 учебном году активизировать работу по проведению практических и обучающих занятий, тренингов для учащихся по обучению навыкам поведения на воде на базах спасательных станций ОСВОД во взаимодействии с сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также размещать необходимую информацию на сайте учреждений образования и на информационных стендах о правилах поведения на воде в рамках реализации Плана мероприятий по предупреждению гибели людей на водах на 2016 - 2018 годы (утверждены Заместителем Премьер-Министра Республики Беларусь 27 апреля 2016 г.).

В ходе образовательного процесса (производственной практики, во время экскурсий, туристических походов и др.) с целью предотвращения случаев травматизма учащихся необходимо обеспечить безопасность образовательного процесса, своевременно проводить вводные, первичные, внеплановые, целевые инструктажи, ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения, внутреннего распорядка, ознакомление с мерами административной и уголовной ответственности за действия, которые наносят вред здоровью иным лицам.

4.5. Профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи.

Актуальным направлением воспитательной работы в учреждениях профессионального образования является деятельность по профилактике антиобщественных явлений в молодежной среде, индивидуальная профилактическая работа с учащимися, совершившими противоправные действия, проживающими в неблагоприятных условиях, направленная на усвоение учащимися систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимания ответственности за противоправные действие.

В целях профилактики противоправного поведения учащихся необходимо обеспечить включенность учащихся в различные формы досуговой деятельности (объединения по интересам, клубы, секции и т.п.), во вторичную (трудовую) занятость, уделив особое внимание занятости несовершеннолетних (Протокол поручений Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров 17.05.2017 г. № 33/пр).

Для усвоения учащимися правил, норм поведения в обществе необходимо продолжить практику проведения факультативных занятий, мероприятий правовой направленности с целью изучения нормативных правовых документов Республики Беларусь, повышения уровня правосознания учащихся. Педагогическим коллективам совместно с совместно с ОО «БРСМ» необходимо обеспечить целенаправленную, профилактическую, информационно-пропагандистскую работу в учреждениях профессионального образования и студенческих отрядах с использованием технологии «Равный обучает равного», проводить информационно-пропагандистские акции, аукционы знатоков закона, информ-дайджесты: «Право. Выбор. Ответственность», «Путеводитель по взрослой жизни» и др.

В ходе выполнения Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2016-2020 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 20.01.2016 г. № 37) необходимо проводить просветительские, воспитательные мероприятия, семинары, брифинги, занятия для учащихся, родителей по вопросам популяризации законопослушного образа жизни, по профилактике зависимого поведения, рассматривать вопросы правового воспитания учащихся на заседаниях методических объединениях кураторов групп, воспитателей и т.п.

При осуществлении индивидуальной профилактической работы с учащимися в 2017/2018 учебном году необходимо учитывать дополнения и изменения к Закону Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», вступающий в силу с 1 июля 2017 года, принять дополнительные меры по исключению фактов выполнения педагогическими работниками учреждений профессионального образования несвойственных им функций при осуществлении индивидуальной профилактической работы (Протокол поручений Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров 1705.2017 г. № 33/пр).

В целях предупреждения антиобщественного поведения несовершеннолетних необходимо исключить случаи отчисления несовершеннолетних в отношении которых в соответствии с законодательством проводится индивидуальная профилактическая работа, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, из учреждения образования без письменного согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

В течение дня информировать инспекцию по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) по месту фактического проживания об отсутствии на занятиях учащегося, с которым субъектами профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа (Протокол поручений Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров 17.05.2017 г. № 33/пр).

При планировании работы Совета профилактики на 2018 год следует учесть рассмотрение вопросов о занятости в выходные и праздничные дни учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о состоянии работы по устройству данных учащихся на патронатное воспитание, индивидуальной профилактической работы, обеспечения безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма, недопущения случаев нанесения вреда здоровью участникам образовательного процесса от других лиц.

Целесообразно обеспечить рассмотрение на заседаниях Совета профилактики вопросов о деятельности педагогических работников (кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, воспитателей, педагогов-организаторов, секретарей первичных организаций ОО «БРСМ», педагогов дополнительного образования, руководителей физического воспитания и др.) по профилактике противоправного поведения учащихся.

4.6. Духовно-нравственное воспитание.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждениях профессионального образования является духовно-нравственное воспитание, направленное на формирование таких личностных качеств как духовность, доброта, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. В целях воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности в 2017/2018 учебном году необходимо обеспечить проведение и участие учащихся в республиканских акциях «Инклюзивный мир», «Без барьеров», конкурсах социальных роликов «Разные – равные»и др., продолжить работу объединений по интересам духовно-нравственной направленности (объединения по интересам «Скарбонка», «Арт-жест», «Экспромт», «Ориентир», и т.п.), создавать виртуальные тематические площадки (форумов, групп и сообществ в социальных сетях и др.) и др.

Важным условием формирования у учащихся эмпатии, гуманности, чувства собственного достоинства и уважения к другим людями, а также развитию организаторских способностей, социальной ответственности подрастающего поколения является включение учащихся в волонтерское движение и благотворительную деятельность.

В 2017/2018 учебном году членам волонтерского движения из числа учащихся рекомендуется принять участие в республиканском конкурсе «Волонтер года – доброе сердце», слетах отрядов волонтеров; благотворительных акциях по оказанию помощи инвалидам, одиноким гражданам, ветеранам войны и труда: «Милосердие без границ», «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «Забота», «Ветеран», «Обелиск» и др., продолжить практику шефства над детскими домами, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.

При взаимодействии учреждения профессионального образования с приходами Белорусской Православной Церковью в рамках реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белоруской Православной Церковью на 2015-2020 годы продолжить работу по ознакомлению учащихся с историческим и культурным наследием; поддержке семьи, детства; профилактике отклоняющегося поведения в молодежной среде, с проведением ежегодных акций «Подарок ветеранам своими руками», рождественских благотворительных акций и праздников «Дорогой Добра», «Духовность семьи – благосостояние граждан», участием в Республиканских праздничных мероприятиях, посвященных 1030-летию Крещения Руси, Дню православной книги. Педагогическим работникам необходимо обратить внимание на совместное посещение учащимися исторических мест, участие в тематических неделях, посвященных роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

4.7. Семейное и гендерное воспитание учащихся.

В 2017/2018 учебном году следует активизировать работу по формированию у учащихся ценностного отношения к семье, осознанному родительству, обеспечению гендерного равенства с использованием форм работы, интересных для молодежи: составление родословной, семейных летописей, кинохронологий; проведение выставок, экспозиций семейного творчества и др. Особое внимание следует уделять формированию ценностей семьи у учащихся из категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

При планировании мероприятий, приуроченных ко Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей следует шире использовать интерактивные игры по решению проблемных ситуаций, жизненных историй, целесообразно проводить шоу-викторины, творческие мастерские «Семейные права и обязанности», «Лучший, лучшая домохозяйка», «Семейный очаг» и т.п. Необходимо активно внедрять в практику работы УПО мероприятия, направленные на популяризацию идеи многодетных семей: конкурс эссе «Мое первое воспоминание о маме/папе», «Советы от моих дедушек и бабушек»; конкурс мультимедийных презентаций: «Все начинается с матери!»; инфо-сессии: «Семья, семейные отношения, воспитание детей»; создание клубов молодой семьи «Основы семейного мира», материнских школ «Ценность семьи»; проведение факультативных занятий по семейному воспитанию.

В системе гендерного воспитания на современном этапе необходимо обратить внимание на реализацию Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17.02.2017 г. № 149). Необходимо проводить конференции, круглые столы, тренинги, обучающие семинары по вопросам осознанного родительства и равного участия обоих родителей в воспитании детей, информационные кампании по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, проводить интерактивные викторины, праздники, фокус-группы, направленные на развенчание необоснованных гендерных стереотипов о профессиональной и семейной роли представителей обоих полов: «Равные права – равные обязанности», «Женщина. Жена. Мать. Профессионал», «Мужчина. Муж. Отец. Профессионал» и т.п.

Для формирования ответственного отношения учащихся к своему репродуктивному здоровью и осознанному родительству рекомендуется проводить круглые столы, консультирование «Разговор о самом важном», «Нерожденные дети», «Семейные взаимоотношения», акции «Молодёжь Беларуси против ВИЧ и СПИДа», «Я за здоровый образ жизни – присоединяйся!», психологические игры «Скульптура семьи», упражнения «На пороге брака» с моделированием ситуаций конфликтов между представителями обоих полов и способов их решения.

4.8. Профессиональное образование в интересах устойчивого развития.

Долгосрочной стратегией, определяющей цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды, является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.

Приоритетами профессионального образования в интересах устойчивого развития являются:

- воспитание гуманистического мировоззрения – привитие гражданам социальной ответственности как общечеловеческой ценности и условия выживания людей на Земле;

- экологизация социума – реализация доминанты экологического императива в производственных отношениях и общественном поведении;

- социализация природопользования – формирование гуманистических принципов взаимодействия человека со средой посредством гуманитаризации образования;

- актуализация – внедрение в учебный процесс дисциплин, преимущественно прикладных, привносящих общественно признанный вклад в стабилизацию развития;

- междисциплинарность – использование в процессе обучения ключевых идейустойчивого развития в форме синтеза профессиональных навыков, обучение устойчивому развитию через различные предметы.

В 2017/2018 учебном году в интересах устойчивого развития необходимо активизировать воспитательную работу по формированию у будущих специалистов ценностей экологической культуры, мотивации к сохранению окружающей среды, развитию ответственного отношения к окружающему миру и результатам своей деятельности. С этой целью рекомендуется проводить викторины «Эрудиты энергоэффективности», акции «Экономь для себя», «Зеленая волна», «Сохраним природу вместе»; эколого-экономические беседы по вопросам осмысления энергетических проблем мира и Республики Беларусь «Мыслить глобально, а действовать локально»; кураторские часы «Энергосбережение в действии», «Сознательное энергосбережение – миф или реальность», конкурсы рисунков, плакатов, постер-мотиваторов по энергосбережению и другим направлениям устойчивого развития и др. Позитивным примером в данном направлении является функционирование сайта по энергосбережению «Создадим будущее вместе», созданного УО «Витебский государственный профессионально-технический колледж машиностроения имени М.Ф. Шмырева» (energo.vgpl1.by).

4.9. Организация «Профессиональных суббот».

В целях повышения привлекательности профессионального образования, имиджа рабочих профессий возрастает значимость сотрудничества учреждений профессионального образования с учреждениями общего среднего образования. Необходимо шире использовать ресурсы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, сделав акцент на организацию «Профессиональных суббот» для школьников в шестой школьный день. Проведение профессиональных суббот позволяет сформировать целостное представление о мире профессий у школьников и их родителей, педагогов школ, дает возможность провести широкомасштабное профессиональное просвещение, сформировать вместе с педагогами и родителями критерии выбора будущей профессии.

Условием эффективности профессиональной ориентации обучающихся должна стать организация целенаправленной, систематической работы с учащимися и выпускниками учреждений общего среднего образования (далее – УОСО), включающая основные направления профориентационной деятельности (информирование, пропаганду и агитацию). При планировании совместной профориентационной работы важным является заключение договоров о сотрудничестве учреждений профессионального образования с учреждениями общего среднего образования (отделами образования, спорта и туризма районных и городских исполнительных комитетов), разработка планов взаимодействия учреждений профессионального и общего среднего образования, в которых могут быть отражены профориентационные, культурно-досуговые, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, мероприятия общественной и трудовой, туристско-экскурсионной и краеведческой направленности.

Особое внимание следует уделить использованию современных интерактивных форм профагитации (промо-акции, профориентационные флеш-мобы, авто- и велопробеги и др.), используя возможности IT-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ. Профориентационные мероприятия должны быть содержательными, информативными, позитивными, запоминающимся и направлены на формирование новых ценностных установок в общественном сознании в отношении рабочих профессий и специальностей, уважения к труду, понимания значимости профессии, востребованности на рынке труда.

Важным компонентом профориентационной работы должна стать информация, раскрывающая приоритеты профессионального образования, уникальность учреждения образования (виды и качество образовательных услуг, возможности продолжения образования, направления социальной защиты учащихся, условия проживания и обучения, взаимосвязь с базовыми организациями).

Учреждениям ПТО и ССО необходимо обратить внимание на качество и содержание промо-материалов (видеороликов, буклетов, флаеров и др.), используемых в рамках «Профессиональных суббот», Дней открытых дверей и других профориентационных мероприятий. Материалы должны быть привлекательными для молодежи, содержать исчерпывающую информацию о престижности профессии, условиях труда, перспективах трудоустройства.

В целях формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, трудовой образ жизни, профессиональное самоопределение, осознанное отношение к профессии следует организовывать профессиональные пробы для учащихся школ, основанные на выполнении школьниками простейших технологических операций, и направленные на формирование первоначальных знаний и умений в выполнении соответствующих трудовых действий.

В рамках профориентационной работы целесообразно проводить мастер-классы по профессиям и специальностям, направленные на приобретение школьниками опыта деятельности по профессии, ознакомление с новыми технологиями, материалами, оборудованием, инструментами, используя принцип «равный обучает равного».

Неотъемлемой и действенной частью профагитации, активизирующим фактором в формировании профессиональной направленности школьников является агитбригада из числа учащихся, программа которой должна включать лаконичные и убедительные выступления участников агитбригады, привлекать внимание будущих абитуриентов, показывать престиж профессии и реальные жизненные и профессиональные перспективы, вызывать интерес к той или иной профессии, способствовать профессиональному выбору.

В целях ознакомления школьников с той или иной профессией (специальностью) следует регулярно проводить круглые столы и конференции с участием школьников («Профессии, которые мы выбираем»; «В будущее вместе с нами!»; «Твой выбор – он важный самый»), открытые диалоги с участием лучших представителей производственной сферы («Перспективные профессии завтрашнего дня»; «Формула успеха»; «Грани профессионализма»), раскрывающие современный облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению.

Для усиления профориентационной работы необходимо обеспечить создание на сайте отдельного раздела, посвященного «Профессиональным субботам» с размещением графика проведения, анонсом мероприятий, фотоотчетом о проведенных профориентационных мероприятиях.

Мероприятия, нацеленные на повышение привлекательности получения профессионального образования, должны быть направлены на решение проблемы дисбаланса подготовки кадров системой профессионального образования вследствие ориентации молодежи на престиж рабочих специальностей, востребованных на рынке труда на настоящий момент и длительную перспективу.

4.10. Формирование культуры быта и досуга в условиях общежития

Обеспечение высокой эффективности идеологической и воспитательной работы с учащейся молодёжью, проживающей в общежитии – одна из актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждений образования. Воспитательная работа в общежитии должна быть направлена на становление гуманистического мировоззрения молодежи, формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности учащихся, их культуры поведения в быту, привитие навыков здорового образа жизни и обеспечение разумной занятости учащихся во внеучебное время. Для привлечения большинства проживающих к участию в управлении общежитием, мероприятиях, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, необходимо создавать совет общежития из числа проживающих.

Особое внимание следует уделить своевременному обновлению информации по идеологической и воспитательной работе в общежитии на информационных стендах в общежитиях, а также сайте учреждения образования, в локальной сети в общежитиях.

Информационные стенды должны содержать информацию об организации спортивной и культурной жизни, о работе объединений по интересам, графики работы специалистов СППС в общежитии, выписки из правил внутреннего распорядка, экраны санитарного состояния комнат, графики дежурств учащихся, списки проживающих на этаже, информацию о деятельности Совета общежития, первичной организации ОО «БРСМ», контактную информацию и график приема участкового инспектора и др.

В целях совершенствования качества воспитательной работы в общежитиях следует расширить спектр общественно-полезной деятельности и конструктивной занятости учащихся во внеучебное время, обеспечить работу специалистов СППС в общежитии, создавать условия для самовыражения, инициативности, креативности, творческого роста и развития учащихся, используя работу объединений по интересам. Следует проводить мероприятия, направленные на создание благоприятного морально-психологического климата в общежитии и формирование правовой компетентности, используя банк современных воспитательных технологий: информационные часы, брейн-ринги, викторины, тренинги и др.: «Путешествие в мир прав и обязанностей», «Я – гражданин Республики Беларусь», «Знаешь ли ты закон?», «Твоя жизнь – твой выбор», «Подросток и закон», «Закон и я», и др. Рекомендуется проводить мероприятия, направленные на формирование психологической культуры и физического потенциала личности: групповые занятия «В мире эмоций», «Разрешение конфликтов без насилия»; игровая программа «Человек и его здоровье»; ток-шоу «Здоровый образ жизни. Ты за?»; круглый стол «Черный ящик-наркомания»; диспут «Самый страшный в мире убийца» и т.д.

4.11. Деятельность социально-педагогической и психологической службы. Защита прав и законных интересов учащихся.

В начале 2017/2018 учебного года руководителям учреждений профессионального образования необходимо проанализировать работу специалистов СППС (в том числе оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждениях, где не созданы СППС) и по результатам анализа принять действенные меры по повышению качества работы педагогов социальных и педагогов-психологов с учащимися в соответствии с Положением о социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 116).

Рабочая и планирующая документация специалистов СППС должна включать:

- аналитический отчет о работе СППС за предыдущий учебный год с выводами и предложениями по совершенствованию работы;

- план работы специалистов СППС на год (является разделом плана воспитательной работы УПО на год);

- план работы педагога социального и педагога-психолога на семестр;

- графики работы (Приложение 6.4.);

- актуальную социально-педагогическую характеристику УПО (Приложение 6.5.);

- планы индивидуальной работы с учащимися категорий учета, материалы по работе с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания;

- акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних с выводами и рекомендациями по итогам обследования;

- материалы и результаты диагностики учащихся, в том числе – психосоциального анкетирования, рекомендации по итогам диагностики;

- отчеты и аналитические материалы по реализации различных мероприятий;

- промежуточные и итоговые отчеты по итогам реализации индивидуальных планов помощи;

- журнал учета консультаций участников образовательного процесса;

- методические копилки по основным направлениям деятельности;

- актуальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога социального и педагога-психолога.

Деятельность СППС должна быть ориентирована в первую очередь на упреждение негативных явлений в молодёжной среде, содержать интерактивные формы и методы работы, интересные для современной молодёжи. Следует исключить практику работы только по запросу клиента. При организации и проведении индивидуальной профилактической работы с учащимися обеспечить системный анализ проблем, с которыми сталкивается конкретный учащийся, активно использовать практические занятия с элементами тренинга, коррекционно-развивающие программы.

Следует исключить из практики привлечение специалистов СППС и иных работников учреждения профессионального образования к посещению семей, имеющих задолженность по жилищно-коммунальным услугам, обследованию жилищных условий граждан с целью проверки исправности печного, электрического, теплового оборудования, а также выполнения ими иных несвойственных функций (Протокол поручений Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров 17.05.2017 г. № 33/пр).

Особое внимание в своей деятельности специалистам СППС необходимо уделять учащимся, проживающим в общежитии, работе в шестой учебный день. Педагоги социальные и педагоги-психологи (УПО, в которых имеется общежитие) в рамках 40-часовой рабочей недели должны не менее 6 часов еженедельно, в том числе в шестой день, проводить индивидуальную и групповую работу с учащимися, проживающими в общежитии, данное время отображать в графике работы. В шестой учебный день целесообразно проводить консультирование участников образовательного процесса, учащихся средних школ из числа будущих абитуриентов, обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, практические занятия с учащимися и др.

Увеличение уровня суицидоопасного поведения среди молодежи в Республике Беларусь является актуальной социально-педагогической и психологической проблемой. В настоящее время возникла волна интереса к так называемым «группам смерти» в социальных сетях, которые могут содержать информацию, пропагандирующую суицид, насилие и жестокость.

При организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры рекомендуется использовать методические рекомендации согласно Приложения 6.6.

Продолжить в 2017/2018 учебном году работу в соответствии с Комплексом мер по профилактике суицидального поведения населения Республики Беларусь на 2015-2019 годы и направить усилия педагогических работников на формирование у учащихся ценностного отношения к жизни, развитие навыков осознанного принятия решений в ситуациях, связанных с риском для здоровья, по недопущения вовлечения учащихся в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент. Следует использовать формы и методы работы позитивной направленности, оптимистичной и жизнеутверждающей позиции с привлечением специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников МВД, общественных организаций и др.

Для активизации работы по пропаганде ценностного отношения к жизни, профилактике суицидоопасного поведения учащихсяважно обеспечить проведение Месячника по профилактике суицидоопасного поведения (с 10 сентября по 10 октября), декады профилактике суицидоопасного поведения (март-апрель 2018 г.) с привлечением всех участников образовательного процесса. Рекомендуется использовать методическое пособие «Формирование ценностного отношения к жизни у учащихся учреждений профессионального образования»: метод. пособие / Н.А. Болтянова. – Минск : РИПО, 2016. – 138 с. : ил.

Педагогическим работникам учреждений профессионального образования необходимо особое внимание уделять своевременному выявлению учащихся с изменениями психоэмоционального состояния, признаками дезадаптации, высоким уровнем депрессии, тревожности, агрессивности, одиночества путем изучения личностных особенностей, модели поведения, кризисных ситуаций или негативных жизненных событий учащихся и т.д. для проведения индивидуальной и групповой работы.

Педагогам-психологам следует активно использовать практические занятия с элементами тренинга, интерактивные занятия, направленные на формирование позитивного образа Я; принятия уникальности и неповторимости собственной личности, личности других людей; раскрытия позитивных личностных резервов; развитие навыков взаимодействия, делового общения; обучение методам и способам саморегуляции; отработку техник принятия верного решений в ситуациях жизненного выбора, навыкам отказа, распознаванию манипулирующих методов, саморегуляции эмоциональных состояний, использовать коррекционно-развивающие программы (рекомендуется использовать сборник коррекционных программ «Профессионально-личностное развитие учащихся» / С.Р.Бутрим [и др.]; под общ. ред. О.С. Поповой. – Минск : РИПО, 2013. – 263 с.).

Одним из способов предупреждения и преодоления употребления учащимися психоактивных веществ является проведение ежегодного психосоциального анкетирования учащихся, позволяющего выявить учащихся с риском развития химической зависимости и организовать планомерную индивидуальную работу с учащимися данной категории.

В 2017/2018 учебном году педагогическим работникам необходимо продолжить работу по реализации социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, влекущих к признанию несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении по направлениям: профилактико-просветительская, охранно-защитная, диагностико-аналитическая, коррекционно-реабилитационная деятельность.

В связи с имеющими место случаями совершения несовершеннолетними противоправных действий необходимо тщательно проводить социальное расследование, анализ причин, повлекших антиобщественное поведение с обследованием условий жизни и воспитания, влияния и выполнения родителями (иными законными представителями) обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка и т.п., чтобы принять взвешенное решение о признании данного несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.

Одним из актуальных направлений социальной политики Республики Беларусь является обеспечение гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, их социальной адаптации и успешной интеграции в общество. В связи с этим в УПО особое внимание необходимо уделять вопросам постинтернатного сопровождения учащихся в соответствии с Положением о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31.05.2013 г. № 433).

В 2017/2018 учебном году кураторам учебных групп, мастерам производственного обучения, воспитателям, специалистам СППС следует обратить внимание на вопросы социальной адаптации учащихся нового набора в УПО (включая вышеназванные категории), профессиональной подготовки и осознания ценностей семьи и брака, создание благоприятных социально-бытовых условий, включению в культурные формы досуга.

В целях формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни осуществлять патронатное воспитание в отношении данных учащихся согласно Положению о патронатном воспитании (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 06.2012 г. № 596), взять на контроль занятость в выходные и праздничные дни, каникулярное время учащихся, законным представителем которых является руководитель учреждения образования. Следует исключить случаи оздоровления учащихся из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей за пределами Республики Беларусь вне организованных туристических и оздоровительных групп и сопровождения ответственного лица.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем выступлении на республиканском семинаре-совещании «Пути совершенствования идеологической и воспитательной работы в системе образования Республики Беларусь» (г. Гродно, 17-18 марта 2017 г.) Министр образования И.В. Карпенко подчеркнул, что «педагог, обеспечивающий организацию идеологической и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью, должен быть специально подготовлен: не только иметь высокий уровень теоретических знаний по специфике своей деятельности, но и хорошо знать современных учащихся, каналы получения и особенности переработки молодежью значимой общественно-политической информации, особенности восприятия общественной жизни, идеологического воздействия, быть полноценным коммуникантом по актуальным для обучающихся социально-политическим и идеологическим вопросам».

В современных условиях при организации идеологической и воспитательной работы необходимо максимально учитывать разносторонние интересы современной молодежи. Эта деятельность должна быть системной, не сводиться к отдельным акциям и компаниям. А для этого необходима грамотно выстроенная вертикаль идеологической и воспитательной работы в учреждении образования, базирующаяся на профессионалах, преданных своему делу.

Полную версию методических рекомендаций смотрите на сайте РИПО.


Поиск по сайту

Наши контакты:
Телефон: (232) 75-73-30

ГлавнаяНовостиГостевая книгаКарта сайтаКонтакты

Copyright © УО "Гомельский государственный колледж искусств имени Н.Ф. Соколовского", , Все права защищены




ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS