Виды деятельности куратора учебной группы

1. Идеологическое воспитание

1. Аналитическая деятельность:

– постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельно­сти и динамики личностного развития учащихся;

– статистический анализ текущей и итоговой успеваемости по пред­метам общественно-гуманитарного и профессионального циклов;

– анализ выполнения общественных поручений;

– анализ участия в общественно-политических, массовых мероприятиях, акциях, волонтерских движениях;

– изучение отношения к трудовой и профессиональной деятельности;

– педагогическое наблюдение в ситуациях учебной и внеучебной деятельности.

2. Внеучебная деятельность:

– создание благоприятного нравственно-психологического микро­климата в группе, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма;

– формирование актива учебной группы;

– развитие лидерских качеств обучающихся, навыков межличностно­го общения, активной жизненной позиции, стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся;

– формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям;

– развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины;

– проведение информационных и воспитательных часов, направлен­ных на идеологическое воспитание учащихся;

– стимулирование познавательного интереса обучающихся к экономическим, политическим, культурным тенденциям развития общества, осознанию места Беларуси в мировой цивилизации с целью повышения социальной мобильности будущих специалистов;

– привлечение учащихся в клубы, кружки, общественно-политические мероприятия;

– проведение экскурсий, поездок, походов по местам боевой, трудо­вой славы белорусского народа, встреч с людьми своей профессии, компе­тентными собеседниками из различных областей жизнедеятельности чело­века с целью приобщения к идеологии белорусского государства;

– организация посещения выставок, спектаклей, кинолекториев, му­зейных экспозиций;

– привлечение учащихся к участию в поисковой и шефской работе;

– привлечение учащихся к анализу событий из окружающей жизни, телепередач, художественных фильмов;

– формирование информационной культуры и критичного отношения к «идеологическим вопросам» со стороны СМИ;

– взаимодействие с родителями, привлечение их к участию в идеологической работе группы.

3. Методическая деятельность:

– участие в заседаниях цикловой комиссии преподавателей общест­венных дисциплин по проблемам моделирования идеологически ценност­ного пространства в учреждении образования и разработки технологий идеологической работы в ходе преподавания учебных дисциплин;

– планирование и построение работы по идеологическому воспита­нию с учетом индивидуальных особенностей обучающихся группы, проек­тирование идеологической грамотности обучающихся;

– взаимодействие с субъектами воспитательного процесса в направ­лении идеологического воспитания;

– взаимодействие с представителями органов государственного управления, правоохранительных органов, распорядительной и исполнительной власти, депутатами, авторитетными деятелями культуры, науки, искусства;

– разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на приобщение учащихся к ценностям белорусского государства;

– внесение на рассмотрение педсовета, методических комиссий, воспитательного отдела и администрации учебного заведения предложений по совершенствованию образовательного процесса; участие в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности курируе­мой группы;

– подбор, систематическое обновление и обсуждение в методических объединениях оптимальных форм и методов профессиональной подготов­ки обучающихся, направленных на формирование их идеологической по­зиции;

– самообразование и повышение уровня профессиональной компе­тенции посредством посещения лекций, дней информирования, курсов по­вышения квалификации, участия в конкурсах профессионального мастер­ства, обмена опытом и изучения соответствующей литературы по пробле­мам организации идеологического воспитания молодежи.

Примерные формы воспитания

– Информационные часы («Беларусь — мая Радзiма», «Страна – для молодежи, молодежь – для страны», «Быть патриотом сегодня – что это значит?», «Толерантность белорусского народа», «Учащимся об избира­тельной системе», «Объектив смотрит в Мир»);

– дебат-клубы: «Человек и общество», «Моя жизненная позиция», «Права молодежи», «Основные направления молодежной политики в Рес­публике Беларусь», «Новые аспекты в Административном кодексе Респуб­лики Беларусь», «Сепаратизм и пути решения конфликтов», «Национал- шовинизм, неофашизм, расизм в современном мире», «Коррупция и ее об­щественная опасность» и др.;

– «Школа куратора», «Школа мастера производственного обучения», «Школа воспитателя», «Педагогическая студия», конкурсы педагогическо­го мастерства, виртуальные гостиные и Интернет-конференции;

– воспитательные часы: «Мои знания об истории своей Родины», «Я – и гражданин Республики Беларусь», «Что значит быть патриотом?», «Национальная ценность человека», «Честь и достоинство»;

– конкурсы стенгазет: «Я горжусь своей Отчизной», «Значение побе­ды над фашизмом в истории человечества»;

– самопрезентация «Славная история моей семьи», «Моя родословная»;

– деловые и ролевые игры: «Человек и другие люди», «Урок длиною в жизнь»;

– конверт откровений на тему «Позиция», «Письмо самому себе»;

– эстафета мнений «Идеология – это…», «Идейная позиция – основа общества»;

– турнир ораторов «Нет цели святее служения Родине»;

– лекция-рассуждение «Толерантность белорусского народа», «Кто имеет право решать?», «Счастье в жизни человека», «Жизнь по собствен­ному выбору»;

сократовская беседа «Что значит быть гражданином»;

– практикум по самовоспитанию «Пять первых шагов самосовершенствования»;

– акции: «Экономия – забота каждого», «Память жива»;

– конкурс художественного слова «Моя весна – моя Победа», конкурс плакатов, эссе;

– участие в «Звездных походах», митингах-реквиемах, волонтерском движении;

– встречи с представителями местных органов власти, организаций и молодежных объединений;

– уроки мужества, митинги-реквиемы.

2. Гражданско-патриотическое воспитание

1. Аналитическая деятельность:

– анализ участия учащихся учебной группы в клубах и кружках патриотической направленности;

– статистический анализ успеваемости учащихся учебной группы по дисциплинам общественно-гуманитарною цикла;

– анализ участия учащихся в воспитательных мероприятиях граждан­ской и патриотической направленности;

– педагогическое наблюдение;

– тематические экспресс-опросы и беседы с учащимися, педагогами, родителями.

2. Внеучебная деятельность:

– создание благоприятного микроклимата в группе как одного из факторов для формирования гражданской и национальной культуры;

– регулярное проведение воспитательных (тематических) и информационных часов с использованием современных активных форм взаимодействия по актуальным проблемам гражданско-патриотического и нацио­нального воспитания;

– развитие чувства национального достоинства и патриотизма уча­щихся посредством коллективных творческих дел, краеведческой и тури­стической деятельности (культпоходы в театр, на концерт, посещение на­циональных выставок, музеев, проведение турпоходов, экскурсий, органи­зация поездок);

– стимулирование участия обучающихся в клубной деятельности, в кружках, молодежных организациях и объединениях по развитию активной гражданской позиции, возрождению белорусской культуры, межкультурному взаимодействию;

– поддержка и развитие идеи создания в учреждении образования уголков национального творчества, накопление материала для создания музеев (краеведческих, литературных);

– использование элементов народного творчества при оформлении интерьера кабинетов, актового зала и других помещений учреждения образования;

– организация систематического выпуска газеты «Новости моего региона»;

– создание условий для культурного взаимодействия учащихся, воссоздания ими национального колорита в ходе традиционных обрядовых праздников («Калядкi», «Гукание вясны», фестиваль искусств «Мы – сла­вяне» и др.);

– поощрение интереса учащихся к изучению фольклора и белорусской культуры, активизация посещения учащимися соответствующих факульта­тивов и спецкурсов;

– стимулирование проявления в учебно-профессиональной деятельно­сти лучших черт белорусского народа (толерантности, трудолюбия, миро­любия, уважения к другим);

3. Методическая деятельность:

– создание технологии взаимодействия с учащимися по выполнению поставленных задач гражданско-патриотического и национального воспи­тания;

– отбор, изучение и адаптация для конкретной группы методических материалов и практических разработок по формированию активной гражданской позиции и национального самосознания учащихся;

– внесение на рассмотрение педагогического совета, социально-психологических консилиумов, предметных комиссий, воспитательного отдела и администрации предложении по совершенствованию гражданско-патриотического воспитания;

– повышение своего профессионального уровня посредством изуче­ния соответствующей литературы, участия в обучающих семинарах, тре­нингах, методических объединениях, направленных на совершенствование воспитательной практики по развитию гражданско-патриотической и национальной культуры учащейся молодежи;

– участие в конкурсах на лучшую методическую разработку по формированию гражданско-патриотической и национальной культуры учащихся.

Примерные формы воспитания

– Педагогические проекты: «Люблю цябе i ганаруся, мая кража – Беларусь!», «Семь вечеров в исторической гостиной “Скарбнiца”», «Почет­ная миссия быть гражданином своей страны», «Дорогами войны», «Слава тебе, Победитель-солдат!», «Моя малая Родина»;

– республиканские и региональные фестивали, патриотические акции: «Жыву у Бе­ларусi i тым ганаруся!», «Наша забота – ветеранам», «За люби­мую Беларусь», «Сохраним город чистым», «Наш двор», «Наш город» и др.;

– информационно-познавательные программы: «Ответственность как гражданская позиция молодого поколения», «Молодежь о войне», «Бела­русь – центр Европы», «Страна, которой я горжусь!», «Избирательное пра­во и выборы в Республике Беларусь», «Как не любить мне эту землю!»;

– вахты и маршруты Памяти;

– туристско-краеведческие экспедиции: «Неделя туризма и краеведе­ния», «Наш край», «Экологическая тропа», «Великое рядом» и др.;

– виртуальная экскурсия «Города-герои»; заочная экскурсия «Минск – наше Отечество»;

– создание «Летописи минувших лет»;

– клубы военно-патриотической, краеведческой, поисковой направленности: «Патриот», «Мой родны кут», «Спадчына», «Поиск», «Беларусь мая сiнявокая» и др., развивающие активную гражданскую позицию, пат­риотизм, расширяющие кругозор учащихся;

– кружки: «Беларусы на карце свету», «Герои нашего времени», «Волшебная палитра», «Беларуская скарбонка», «Лозоплетение», «Послушная глина» и др.;

– конференции: «Защита прав человека – двигатель общественного прогресса, гуманизма и демократии», «Мы в ответе за свое будущее»;

– информационно-публицистический журнал «Молодежь в граждан­ском обществе»;

– виртуальный кабинет «Молодежь Беларуси за гражданственность и патриотизм»;

– неделя патриотизма «Славлю Отечество!», «Беларусь – это мы!» (уроки мужества, встречи с воинами-интернационалистами и ветеранами, конкурсы юношей), ярмарки солидарности, праздники труда (участие в субботниках);

– месячники: «Это наша с тобой биография…», «Мой родны кут…», «Есть такая профессия – Родину охранять» и т. д.;

– вечер-реквием «Горькая память войны»;

– конкурс творческих работ «Каб любiць Беларусь нашу мiлую…»;

– диспут «Толерантность – путь к миру»;

– вечер вопросов и ответов «Два поколения ветеранов: от Великой Отечественной войны до Афганской»;

– тематические вечера: «Что мы знаем о своей Родине?», «Мой город, мои земляки»;

– круглые столы: «Что означает суверенитет?», «Твои права и обязан­ности в обществе и государстве»;

– информационно-познавательные программы: «Ответственность как гражданская позиция молодого поколения», «Молодежь о войне», «Бела­русь – центр Европы», «Страна, которой я горжусь!», «Избирательное пра­во и выборы в Республике Беларусь», «Как не любить мне эту землю!», «Беларусь: традиции и современность»;

– брейн-ринг «Земля под крылом твоим…»;

– конкурс рефератов по правам человека.

3. Национальное и поликультурное воспитание

1. Аналитическая деятельность:

– анализ уровня сформированности у учащихся национального самосознания, интереса к истории, культуре, традициям белорусского народа, других народов;

– статистический и качественный анализ участия учащихся в работе клубов и кружков декоративно-прикладного творчества, исторической и общественно-политической направленности;

– анализ участия в областных, республиканских мероприятиях (фес-тиваль декоративно-прикладного творчества, выставки творческих работ);

– создание портфолио достижений обучающихся в декоративно-прикладном, художественном творчестве, общественной деятельности.

2. Внеучебная деятельность:

– создание благоприятного микроклимата в учебной группе как одно¬го их факторов формирования национальной культуры;

– проведение воспитательных (тематических) и информационных ча¬сов с использованием современных активных форм взаимодействия по ак-туальным проблемам национального воспитания;

– развитие чувства национального достоинства и патриотизма уча¬щихся посредством проведения коллективных творческих дел, выездных мероприятий краеведческой и туристической направленности (культпохо¬ды в театр, на концерт, посещение национальных выставок, музеев, прове¬дение турпоходов, организация экскурсионных поездок);

– создание в учреждении образования уголков этнического творчест¬ва, музеев (краеведческих, этнографических, учреждения образования);

– использование элементов народного творчества при оформлении интерьера учебных кабинетов, актового зала и других помещений учреж-дения образования;

– оформление информационных стендов, выпуск тематической газеты по национальной культуре;

– проведение традиционных обрядовых праздников, межкультурных мероприятий с воссозданием национального колорита.

3. Методическая деятельность:

– разработка методических материалов по формированию национального самосознания учащихся;

– обсуждение на педагогических советах, социально-психологических консилиумах, заседаниях предметных комиссий предложений по совершенствованию национального воспитания;

– повышение профессионального уровня посредством изучения науч¬но-методической литературы, участия в обучающих семинарах, тренингах, методических объединениях;

– участие в конкурсах на лучшую методическую разработку по формированию национальной культуры обучающихся.

Примерные формы воспитания

– Цикл воспитательных и информационных часов: «Культура народов мира», «Урокi пазнання Бацькаушчыны», «Беларусь на карте мира», «Бе­ларусь – страна дружбы и национального согласия», воспитательные мероприятия календарно-обрядового цикла: «Калядачкi», «Гуканне вясны», «Купалле»;

– конкурс риторического мастерства «Родны кут у вершах i нарысах»;

– тематический вечер «Беларусь – кража маёй будучынi»;

– интеллектуальный марафон «Земля – наш дом»;

– фотоконкурс «Люди Беларуси»;

– ролевая игра «Остров белорусской дружбы»;

– исследовательские проекты «Родны край», «Всему начало – отчий дом»;

– акции: «Я – гражданин Беларуси», «Наш двор», «Чистый город»;

– дебаты «Межнациональные отношения и мораль»;

– информационный проект «Дом, в котором я живу»;

– занятия дискуссионного клуба «Имею мнение»;

– выставки декоративно-прикладного творчества;

– факультатив «Народные ремесла»;

– организация работы кружков художественного и декоративно-прикладного творчества: «Белорусская завалинка», «Хозяюшка», «Спадчына».

4. Воспитание информационной культуры

1. Аналитическая деятельность:

– анализ уровня информированности учащихся учебной группы о процессах, происходящих в политической, социально-экономической и культурной жизни в стране и за рубежом;

– анализ использования учащимися группы различных средств массовой информации, сети Интернет;

– анализ степени участия учащихся группы в работе общественных редколлегий;

– изучение умений критического осмысления, переработки информации учащимися учебной группы;

– анализ участия учащихся учебной группы в работе клубов и круж­ков, формирующих информационную культуру учащихся.

2. Внеучебная деятельность:

– создание информационного пространства воспитательной работы в учебной группе с использованием средств наглядной агитации, стенной печати, радио, компьютеров, Интернета;

– использование современных активных форм взаимодействия, направленных на реализацию поставленных задач по формированию информационной культуры учащихся учебной группы;

– формирование нравственной, гражданской и патриотической пози­ции личности в отношении информации, публикуемой в СМИ и сети Ин­тернет;

– использование воспитательного воздействия учебных дисциплин и проводимых воспитательных мероприятий, современного информацион­ного пространства в моделировании реальных жизненных ситуаций;

– вовлечение учащихся в клубы, кружки, формирующие информа­ционную культуру учащихся группы;

– организация посещения выставок, спектаклей, кинопоказов, музей­ных экспозиций;

– привлечение учащихся к анализу событий из окружающей жизни, телепередач, художественных фильмов;

– создание совместно с учащимися видеоклипов, журналов, мультимедийных презентаций, летописей, подборок материалов, выставок и т. д.;

– формирование нравственной, интеллектуальной, экономической, экологической, социально-психологической, эстетической культуры, организаторских качеств с использованием информационного пространства воспитательной работы, информационных технологий.

3.Методическая деятельность:

– проведение работы с родителями; собрания, конференции, консуль­тации по проблемам влияния на учащихся современного информационного пространства;

– изучение передового опыта работы по формированию информаци­онной культуры учащихся;

– разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащихся информационной культуры;

– внесение на рассмотрение педсовета, методических комиссий, воспитательного отдела и администрации учебного заведения предложений по совершенствованию информационной культуры участников воспитатель­ного процесса;

– участие в разработке мультимедийных проектов, презентаций по направлениям воспитательного процесса.

Примерные формы воспитания

– создание сайта учреждения образования (учебной группы);

– издание устных, электронных журналов, газет;

– проведение виртуальных конкурсов, турниров;

– организация работы Интернет-клуба;

– проведение радио- и телеинформационных часов «Современная информация и моя жизненная позиция», «Информация в СМИ и Интернете — как я ее понимаю»;

– тренинг по работе с «Электронной картотекой статей периодических изданий»;

– родительское собрание «Проблемы влияния на учащихся совре­менного информационного пространства»;

– Интернет-конференции для родителей по актуальным проблемам воспитания;

– содействие в работе по организации Интернет-кафе в учреждении образования;

– виртуальный брейн-ринг между различными учебными заведениями;

– дискуссия «Интернет: за и против»;

– создание видеоклипов, журналов, мультимедийных презентаций, летописей, подборок материалов, выставок.

5. Воспитание ценностного отношения к жизни
(здоровый образ жизни, физическое развитие)

1. Аналитическая деятельность:

– анализ педнаблюдений за физическим развитием, питанием учащихся;

– исследование уровня сформированности у обучающихся ценностей, убеждений и навыков здорового образа жизни.

2. Внеучебная деятельность:

– практическая деятельность по формированию ценностного отноше­ния к жизни и ответственного поведения личности;

– контроль за соблюдением правил и норм охраны труда;

– обеспечение выполнения норм санитарно-гигиенического режима закрепленного кабинета, мастерской;

– вовлечение обучающихся в различные виды деятельности с целью укрепления физического, морального здоровья учащихся и их семей (кружки, клубы, спортивные секции);

– контроль за питанием учащихся;

– проведение обзорных и тематических информационных часов;

– пропаганда здорового образа жизни на примере собственного здоровьесберегающего поведения;

– организация системы мероприятий по формированию отрицатель­ного отношения обучающихся к наркогенным веществам и последствиям их потребления;

– вовлечение обучающихся в процесс создания материалов по формированию ценностного отношения к жизни, здоровью, физическому совер­шенствованию, рациональному питанию;

– формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей.

3.Методическая деятельность:

– участие в создании видеотеки, мультимедиатеки со справочными материалами о ценностном отношении к жизни;

– участие в конкурсах на лучшее мероприятие, лучшую методическую разработку;

– обобщение и использование в работе опыта ведущих педагогов по формированию ценностного отношения к жизни.

Примерные формы воспитания

– методики диагностики: «Познай себя» (Ю. Айзенк), «Ощущаю ли я себя здоровым человеком?», «Предрасположен ли ты к наркотикам?», «Черты моего характера»;

– анкетирование по пропаганде ценностного отношения к жизни (здоровый образ жизни, питание, физическое развитие, отказ от вредных привычек), анкета AUDIT-БСВ (употребление алкоголя);

– диспуты: «Как нужно отдыхать», «Культура личных отношений»;

– философские столы: «Человек и общество», «Здоровье нации – это здоровье каждого человека», «Мое здоровье + мои привычки = моя жизнь?!», «Осознанное отношение к жизни»;

– круглые столы: «Злое начало в душе», «Взрослые проблемы наших детей», «Хочу быть здоровым»;

– ролевые игры: «Здоровье для тела, что мудрость для души», «Мои пожелания людям, которые курят», «Поведение в экстремальных ситуациях», «Пирамида правильного питания», «Правила семейного общения»;

– викторины: «Вредно – полезно», «Красота – здоровье», «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»;

–спортивные праздники и спортландии;

– конкурсы: «Самая здоровая группа», «Лучшая организация профилактической работы в группе»;

– книжные выставки: «Твое здоровье, человек!», «Здоровье и профессия», «Проблемы века: курение, пьянство, наркомания», «Осторожно: зона риска!», «Алкоголь – основной враг человека»;

– тематические вечера: «Мы выбираем жизнь», «НЕТ наркотикам!!», «Час здоровья глазами молодежи»;

– спортивно-развлекательные программы, дискотеки: «Здоровым быть модно!», «Твоя жизнь – выбирай!», «Мода на здоровье», «Планета здоровья»;

– акции: «Сохраним здоровье с молодости», «Пока не поздно – остановись!», «Мы любим спорт», «Суд над вредными привычками», «Мы выбираем здоровое питание», «Твое свободное время»;

– тренинги: «Как управлять собой», «Посеешь привычку – пожнешь характер. Как сформировать полезные привычки», «Барьеры общения: учимся разрешать конфликты», «Я и мои чувства», «Способы управления стрессом», «Я выбираю жизнь и здоровье»;

– дискуссии: «Сигарета: за и против», «Питание и здоровье», «Профилактика курения и формирование здорового образа жизни»;

– волонтерские проекты: «Развитие волонтерского движения», «Скажи курению – нет».

6. Воспитание правовой культуры, ценностного отношения к социуму, коллективу

1. Аналитическая деятельность:

– анализ уровня знания законов Республики Беларусь;

– анализ выполнения обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования, анализ посещаемости учебных занятий;

– анализ динамики количества преступлений и правонарушений среди обучающихся;

– оценка психологического климата в учебной группе, анализ направленности референтных групп;

– анализ отношения к овладению профессией обучающихся, состоящих на учете в ИДН и внутреннем контроле;

– анализ причин девиантного поведения обучающихся.

2. Внеучебная деятельность:

– решение задач преодоления трудновоспитуемости, формирования положительных качеств и самосовершенствования личности;

– организация полезной занятости обучающихся учебной группы во внеучебное время;

– проведение информационных и воспитательных часов, направленных на формирование правовой культуры, профилактику противоправное поведения обучающихся;

– организация взаимодействия с социально-педагогической и психологической службой, организациями здравоохранения, инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике противоправного поведения;

– проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися девиантного поведения;

– проведение работы по нейтрализации влияния неформальных лидеров в коллективе обучающихся;

– проведение информационных часов и воспитательных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры, профилактику противоправного поведения обучающихся;

– создание ситуации успеха для обучающихся.

3. Методическая деятельность:

– участие в педагогических консилиумах по определению подходов к работе с учащимся;

– изучение инновационных технологий воспитательной работы по профилактике противоправного поведения обучающихся;

– участие в работе методических объединений, семинаров, виртуаль­ных круглых столов, выставок методической литературы и педагоги­ческого опыта по проблемам воспитания правовой культуры, профилакти­ке противоправного поведения обучающихся.

Примерные формы воспитания

– методики диагностики: «Климат», «Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению», «Диагностика “помех” в установлении эмоциональных контактов», «Исследование самоотношения» (МИС); «Как вести себя в конфликтной ситуации»;

– воспитательные и тематические часы: «Закон и ответственность», «Каждый правый имеет право», «Что мы знаем о правах ребенка», «Правовые отношения в ученическом коллективе», «Непростой возраст», «Добро и зло. Причины наших поступков», «Задержан милицией – как себя вести?»;

– игры для учащихся: «Знаешь ли ты закон?», «Твои права, выпускник»;

– участие в Интернет-конференциях: «Заложники или победители. Вредные привычки: мифы о пользе и истина угрозы», «Нечем заняться? Обращайтесь к нам!»;

– правовой ликбез «Кто может защитить ваши права?», «Как защитить свои права?»;

– круглые столы, дискуссии, диспуты: «Закон и совесть», «Зона. Осторожно – дети», «Мое письмо – моя тайна», «Смертная казнь: за и против?», «Преступность – это проблема вечная?», «Если свободу и человека разделяет решетка», «По закону или по совести?»;

– устный журнал «Чти закон»;

– интеллектуальные ток-шоу: «Правовые дебаты», «Сотвори себя сам», «Прими решение с открытыми глазами»;

– беседы по правовым проблемам: «Диалог личности и общества», «Свобода – религия современности», «Жить без проступков и нарушений», «Шалость, проступок, преступление: где граница?», «По ту сторону улицы», «Гражданин и общество», «Мое право на образование», «Насилие над ребенком: где искать защиты?», «Откуда берет начало дорога к преступлению?»;

– тренинги по формированию навыков безопасного поведения («Как поступить?»). Решение проблемных задач правовой ориентации; деловые игры: «Я поступаю на работу», «На приеме у юриста», «Приватное пространство», «Терроризм – угроза человечеству», «Подросток и живое право», «Законы нашей страны – наши законы»;

– проведение декад правовых знаний: «Я и мое право жить достойно!», «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»;

– работа спортивных секций, проведение спортивных соревнований физкультурно-спортивных праздников, слетов, фестивалей, дней, недель и месячников физической культуры и спорта, туристических слетов, спортивных праздников под девизом «Спорт против наркотиков», «Умей сказать “нет!”»;

– работа кружков и клубов: «Подросток и закон», «Закон и я», «Право и закон», «Право и нравственность», «Клуб знатоков права», «Школа правовых знаний».

7. Воспитание культуры общения и речевого поведения

1. Аналитическая деятельность:

– изучение личностных качеств учащихся, инициирование учебно-профессиональной взаимопомощи среди учащихся в учебной группе;

– изучение особенностей общения учащихся в группе в процессе посещения учебных занятий и внеучебных мероприятий;

– анализ общественной активности учащихся;

– анализ деятельности органов самоуправления в учебной группе;

– анализ и преодоление конфликтных ситуаций и поведения в них учащихся, педагогов, родителей.

2. Внеучебная деятельность:

– расширение кругозора, профессиональных, этических потребностей интересов учащихся посредством воспитательных мероприятий (экскурсии в музеи, посещение выставок, кинотеатров, спектаклей, поездки в различные города, турпоходы);

– содействие разностороннему развитию учащихся, поощрение интереса к нравственно-этической сфере жизнедеятельности человека. Создание условий для проявления учащимися собственных умений, способностей, талантов в ходе воспитательных мероприятий;

– педагогическая помощь в нравственно-этическом самовоспитании учащихся, в овладении приемами межличностного общения;

– вовлечение учащихся в кружки художественной самодеятельности, творческие профессиональные объединения, клубы по интересам, работа литературной гостиной;

– проведение читательских конференций, тематических вечеров, обзоров новинок художественной литературы;

– участие в смотрах-конкурсах творческих работ;

– формирование культуры межличностного общения учащихся по средствам вовлечения в работу клубов, центров, проведения деловых игр, тренингов;

– содействие формированию учебной группы как коллектива посред­ством организации общих дел, сотрудничества с другими группами в рам­ках учебного заведения;

– активизация коллективной досуговой деятельности учебной группы;

– профилактика нарушений стиля общения (беседы, воспитательные часы);

– формирование традиций учебной группы, учебного заведения.

3. Методическая деятельность:

– разработка сценариев воспитательных мероприятий по формирова­нию нравственно-этической культуры учащихся, развитию способностей в общении;

– повышение квалификации, участие в работе методических объеди­нений, конкурсах, обмене опытом;

– подготовка методических разработок по проблемам межлично­стного общения учащихся.

Примерные формы воспитания

– методики диагностики: ориентационная анкета «Выявление направленности личности», анкета для изучения микроклимата «Выявление мотивов участия учащихся в делах группы», определение общего уровня общительности, КОС, «Наша группа», «Что я думаю о себе», «Социометрия», «Референтометрия», «Мишень», изучение сплоченности коллектива (Р.С.Немов), межличностных отношений (Т.Лири), групповая оценка личности;

– адаптационный тренинг, социально-психологический тренинг общения, деловая игра «Я – учащийся, я – специалист»;

– дискуссии: «Человек и его мораль», «Твое свободное время», «Принципы жизни», «За чистоту речи»;

– ток-шоу: «Мы и культура», «Принципы жизни», «Мат – не наш формат», «Духовность – это…»;

– воспитательные часы: «Культурный человек в конфликтной ситуации», «Прекрасен свет от доброты»;

– устные журналы: «Твои возможности в общении», «Гармония и деловые отношения»;

– деловые и ролевые игры: «Потерпевшие кораблекрушение», «Таможня», «Штирлиц», «Подарки», «Ответь за другого», «Видеостудия».

– деловые и ролевые игры: «Потерпевшие кораблекрушение», «Таможня», «Штирлиц», «Подарки», «Ответь за другого», «Видеостудия»;

– создание группового фотоальбома «Наша группа», уголка «Наша группа» (грамоты, призы, фотографии);

– беседы: «Язык жестов», «Культура межличностного общения», «Пути разрешения конфликтов», «Этика и психология деловых отношений» «Мое место в коллективе»;

– дискуссионные клубы: «Конфликты в нашей жизни». «Развитие навыков эффективного слушания», «Личность в организованном коллективе»;

– клубы общения: «Зеркало», «Спадчына», «Дизайнер», «Клуб интересных встреч», «Клуб журналистов»;

– лекции-рассуждения: «Этика общения в коллективе», «Современная молодежь, какая она?»;

– воспитательные часы: «Взаимопонимание: что в основе?». «Я + Я – это мы».

8.Воспитание ценностного отношения к природным ресурсам

1. Аналитическая деятельность:

– педагогическая диагностика ценностного отношения обучающихся к природным ресурсам, экологической культуры.

2. Внеучебная деятельность:

– совершенствование энерго- и ресурсосбережения в учебно-воспитательном процессе;

– взаимодействие с преподавателями с целью использования потенциала учебных дисциплин для формирования ценностного отношения учащихся к природным ресурсам;

– внесение предложений при разработке программ работы кружков, студий, клубов экологической, природоохранной и сберегающей направленности;

– формирование у обучающихся умения использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении;

– организация практической деятельности обучающихся по охране, защите и улучшению природного окружения;

– проведение воспитательных часов по экологической тематике о ценностном отношении к природным ресурсам;

– организация практической деятельности обучающихся по охране природы, экономному использованию природных ресурсов, энергосбережению;

– изучение и оценка обучающимися экологического состояния местности (экологический мониторинг).

3.Методическая деятельность:

– участие в работе над созданием банка методических материалов по проблемам формирования ценностного отношения обучающихся к природ­ным ресурсам, уровня экологической культуры;

– изучение и использование методической и научной литературы по экологической тематике ценностного отношения к природным ресурсам;

– участие в семинарах и конференциях, подготовка материалов для педагогических чтений по экологической тематике.

Примерные формы воспитания

– Методики диагностики: «Мое отношение к природе», «Доминанта», «Альтернатива»;

– информационные и воспитательные часы на темы: «Экология и современность», «Человек и биосфера», «Необходимость развития атомной энергетики в Беларуси», «Окружающая среда и здоровье человека», «Природные ресурсы – национальное богатство»;

– дискуссия «Что я могу сделать для сохранения природных ресурсов Земли?»;

– творческий экологический конкурс «Природа и фантазия», студия «Фитодизайн», фотовернисаж «В объективе – Земля»;

– турнир знатоков «Вопросы задает природа»;

– игры-викторины, игры-путешествия: «Хранители озер», «Вопросы задает природа», «Экологические заповедники»;

– конкурс видеороликов, презентаций, хроникальных фильмов об окружающей среде: «Экология и здоровье», «Экология и мы». «Задумайся, что ты оставишь на Земле?» экологических проектов «Экономично – экологично», дизайн-проектов по улучшению окружающей среды «Как прекрасен мир»;

– работа волонтерских отрядов: «Альтруист», «Эколог», «Зеленые», «Спасатели» по уборке, озеленению и благоустройству территории;

– операции: «Зеленая волна», «Чистый мир», «Сделаем планету чище!»;

– акции: «Миллиард деревьев» (высадка деревьев), «Сохраним лес»;

– семинары на темы: «Экология без границ», «Учение о законах природы», «Защитим природу и Землю от себя и для себя»;

– интеллектуальные марафоны: «Земля – наш дом», «Электросбережение»;

– конференции: «Масштабы воздействия человека на природу и ресурсы», «Роль окружающей среды в жизнедеятельности человека»;

– шоу-программы: «Экологи правят бал», «Мы за чистоту природы!»;

– оформление композиций: «Зимний сад», «Зеленый уголок», «Озеро надежды»;

– операции: «Зеленая волна», «Голубой патруль»;

– дни энергосбережения, экономии, здоровья и красоты;

– выпуск экологических журналов, бюллетеней: «Природа и молодежь», «Музей природы», «Молодежь и агротуризм», «Экологическая разведка», «Фото обвиняет…», «Экологическая облава», «Экологические перемены», «Природа плачет», «Природа-чудесница», «Экологическая тропа»;

– конкурсы: «Весенний первоцвет», «Зимний букет», «Прощальные краски осени», «Летний калейдоскоп».

9.Воспитание ценностей семьи и гендерное развитие

1. Аналитическая деятельность:

– изучение семей учащихся с использованием массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы (наблюдение, беседа, анкетирование, деловая игра, тренинг, анализ рассказов о семье и семейных традициях, посещение на дому и т. д.);

– анализ семейных ценностей и установок учащихся на семейную жизнь.

2. Внеучебная деятельность:

– использование профессионального и творческого потенциала родителей при организации воспитательных мероприятий;

– укрепление внутрисемейных отношений, связь семьи с учебным заведением посредством проведения мероприятий с совместным участием учащихся и их родителей;

– осуществление шефства над неблагополучными семьями, учащимися, имеющими проблемы в личностном развитии;

– привлечение родителей для воспитательно-профилактической работы с группой (особенно с учащимися группы риска);

– осуществление индивидуальной работы по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении;

– подготовка учащихся-сирот к самостоятельной жизни и трутовой деятельности для успешной социализации;

– организация воспитательных мероприятий по формированию ценностей семьи, личностных качеств, определяющих устойчивость брачно-семейных отношений;

– гендерное развитие молодежи и организация практики гендерного взаимодействия.

3. Методическая деятельность:

– организация различных форм педагогического просвещения родителей, обмена воспитательным опытом (практикумы, семинары, тематические лекции, социально-психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации);

– подбор материалов и рекомендаций для педагогов и родителей по формированию культуры семейных отношений.

Примерные формы воспитания

– методики изучения интересов, микроклимата семейных отношений, выявление воспитательного потенциала семьи: «Моя родословная», «Экс­цесс-диагностика уровня самооценки», «Взаимоотношения в семье», «Определение психологической атмосферы в семье», «Определение готовности к семейной жизни»; оценка готовности к семейной жизни (модифицированный опросник И.Ф. Юнда), методика незаконченных предложений;

– обследование жилищно-бытовых условий в соответствии с актом обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего учащегося;

– групповые консультации: «Об одиночестве в семье», «Поощрения и оказания в семье», «Проявление любви. Способы общения и разрешения конфликтов»;

– деловые и ролевые игры: «Взаимопонимание. На чем оно основано»; «Функции членов семьи», «Я и моя будущая семья»;

– цикл воспитательных часов в виде дискуссий и ролевых игр: «Твоя роль в семье», «Мой вклад в семейный бюджет», «Моя семья в XXI веке», «Отцы и дети», «Конфликты в семье»;

– диспуты: «Познай самого себя». «Милосердие – качество человече­ской души», «Какая ты – современная девушка?», «Ранняя беременность»;

– беседы с родителями: «Воспитание трудолюбия в семье», «Роль семьи в процессе социализации подростка», «Распределение трудовых обязанностей в семье»;

– выступление перед учащимися супружеских пар, отпраздновавших «серебряные» и «золотые» юбилеи совместной жизни; встречи с молодыми супругами – бывшими учащимися учебного заведения;

– совместные читательские конференции: «Родительский дом – начало начал», «Личность и самовоспитание», «Культура общения», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», «Любовь как высшее человеческое чувство», «Познай самого себя». «Торговля людьми: сексуальная, трудовая и другие формы эксплуатации»;

– беседы за «круглым столом»: «Семейные традиции и их воспитательная роль», «Семья. Законы ее сохранения», «Портрет современной семьи»;

– информационные часы: «Защита прав молодой семьи». «Семейное право»;

– правовой брифинг «Проблемы брака и семьи»;

– родительский клуб: «Основы семейного мира», «Школа семейной культуры»;

– проблемные мастерские: «Кризис семьи: есть ли он и как проявляется?», «Проблемы отцов и детей», «Искусство жить в семье»;

– конкурс плакатов, стенных газет: «Семейные увлечения», «Будущее семьи», «Три поколения в одной семье»;

– кино- и видеолектории: «О вас и для вас, родители», «Нет насилию в семье!».

10. Воспитание профессионально значимых качеств будущих рабочих и специалистов

1. Аналитическая деятельность:

– изучение уровня сформированности профессионально значимых качеств, отвечающих требованиям данной профессиональной деятельности и являющихся условием ее успешного выполнения;

– изучение мотивации к профессиональной деятельности.

2. Внеучебная деятельность:

– углубленная профессиональная ориентация первокурсников;

– организация профессиональной адаптации (определяется уровнем овладения профессиональными качествами личности, устойчивым положительным отношением к избранной профессии и осуществляется путем проведения ознакомительных экскурсий по мастерским и учебным кабинетам учебного заведения, на предприятия данного района, на непосредственное рабочее место по данной профессии и т. д.);

– помощь учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности;

– обеспечение учащихся необходимой информацией о требованиях, предъявляемых к профессии, о профессиональных возможностях в выбранных областях;

– взаимодействие с преподавателями спецдисциплин, общепрофессиональных дисциплин, консультирование по организации современных форм учебной работы (воспитательный потенциал урока), направленное на эффективное освоение учащимися профессиональных знаний, умений;

– установка на выявление профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессиональным мастерством;

– организация работы клуба деловых игр «Профессионал»;

– вовлечение учащихся в работу кружков профессиональной направленности;

– организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами – бывшими выпускниками;

– конкурс презентаций по специальности, по отдельным учебным дисциплинам;

– экскурсии на производство;

– организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности;

– проведение родительских собраний;

– организация и проведение интеллектуальных, познавательных, развлекательных игр, конкурсов;

– посещение республиканских и международных выставок в области современной техники, оборудования, производственных технологии и приемов труда в профильной профессиональной деятельности и т.д.;

– тематические вечера;

– организация и проведение воспитательных мероприятий.

3.Методическая деятельность:

– изучение и внедрение в практическую деятельность новых педагогических технологий по вопросам формирования профессиональной направленности и мотивации к профессиональной деятельности;

– организация проектной деятельности с целью разработки модели личности будущего специалиста;

– разработка и внедрение инновационных технологий в воспитатель­ную деятельность в области профессиональной подготовки специалистов.

Примерные формы воспитания

– диагностика уровня сформированности профессионально значимых качеств, отвечающих требованиям данной профессиональной деятельности: «Выявление и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «Человек – техника», «Воля и внимание», тест «Способность переключать внимание», опросник профессиональной готовности);

– изучение способностей и черт характера учащихся, их сравнение с эталонными требованиями профессий (методика Е.А. Климова «Карта интересов», опросник «Изучение мотивационно-потребностной сферы личности», «Диагностика профессиональной направленности личности» Дж. Голланда, методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник», тесты «Устойчивость внимания», «Умеете ли вы работать быстро и внимательно», опросник профессиональной готовности (ОПГ)):

– изучение вектора профессиональной направленности специалиста (методика «Мотивы выбора профессии»);

– смотры профессиональных знаний, слетов отличников учебы, конкурсы профессионального мастерства;

– организация творческих проектов: «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха»;

– организация вечеров для первокурсников «Посвящение в профессию»;

– организация и проведение акций, встреч с выпускниками (профессиональные гостиные «Кто они, наши выпускники?»);

– конкурс презентаций: «Моя специальность», «Ступени роста» (по отдельным учебным дисциплинам);

– проведение родительских собраний: «Взгляд в будущее», «Спо­собности = биологические задатки + труд» и др.;

– интеллектуальные, познавательные, развлекательные игры, конкурсы: викторина «Я б в строители пошел…», интеллектуальный калейдоскоп «Пропуск в профессию», ток-шоу «Я – профессионал», «Будущее моей профессии», «Бизнесмен хорошо, а каменщик лучше», ролевая игра «Собеседование при приеме на работу»;

– тематические вечера: «Зову в свою профессию», «Формула профессии»;

– проект «Школа профессионала».

11.Развитие профессиональной мобильности и ключевых компетенций учащихся

1. Аналитическая деятельность:

– выявление уровня сформированности общепрофессиональных знаний, умений и навыков, качеств личности, необходимых для выполнения работы по определенной группе профессий ключевых квалификаций;

– анализ профессиональной направленности посредством посещения куратором учебных занятий, проведения анкетирования и опросов.

2.Внеучебная деятельность:

– ознакомление учащихся с публикациями в средствах массовой информации, касающимися изучаемой профессии;

– ознакомление учащихся со спецификой профессиональностей деятельности, с технологией производства современной техникой, с требованиями рынка труда;

– формирование умений и навыков работы в условиях различных форм организации труда (экскурсии на базовые предприятия, в мастерские в учебном заведении, на выставки достижений народного хозяйства и т. д.);

– обеспечение согласованности интересов работодателя и общества в изменяющихся социально-экономических условиях;

– содействие учащимся в получении дополнительных специальностей в соответствии с запросами рынка труда, уровнем развития отраслей эко­номики и социальной сферы в республике (организация курсов вторичной занятости: изучение иностранных языков, компьютера, получение води­тельских прав, обучение на курсах кройки и шитья и т. д.);

– создание условий для обеспечения выполнения учащимися правил внутреннего распорядка, развития организованности, ответственности, надежности, пунктуальности, дисциплинированности;

– вовлечение учащихся в работу кружка по развитию профессио­нальной мобильности и ключевых квалификаций будущих специалистов;

– проведение родительских собраний;

– организация и проведение интеллектуальных, деловых, познаватель­ных, развлекательных игр;

– организация и проведение конкурса профессионального мастерства «Лучшие по профессии» и т. д.;

– организация и проведение профессиональных гостиных: обмен мнениями о проблемах развития способности к самостоятельному принятию решений, планированию сложных технологических процессов; развития креативности, прогностических и коммуникативных умений и навыков; способности к совместному труду и сотрудничеству; формирования надежности, работоспособности, ответственности и др.;

– экономическое воспитание учащихся в конкретных реальных условиях;

– посещение республиканских и международных выставок современной техники, оборудования, производственных технологий и приемов труда в профильной профессиональной деятельности и т. д.

3.Методическая деятельность:

– оказание консультативной помощи преподавателям в развитии профессиональной мобильности и ключевых квалификаций будущих специалистов;

– участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах по вопросам разработки психологической модели профессиональной личности, развития ее ключевых квалификаций;

– участие в разработке рабочей учебно-программной документации и ее корректировке в соответствии с изменениями в содержании (форм, методов, приемов) профессионального обучения и воспитания;

– организация наставничества;

– разработка методических рекомендаций с использованием современных форм воспитательной работы для развития профессиональной мобильности и ключевых квалификаций, способствующих конкурентоспособности будущего специалиста;

– составление картотеки методических разработок по развитию целеустремленности и креативного стиля мышления, ответственности, стремления к повышению профессионального мастерства, способностей организовывать и планировать свою будущую профессиональную деятельность умения занимать активную социокультурную позицию и быстро обновлять и пополнять знания по выбранной профессии.

Примерные формы воспитания

– Тесты: «Оценка уровня конкурентоспособности личности», «Способность самоуправления», «Социально-психологическая адаптация» «Стремление к успеху или страх неудачи в поиске новой работы», «Определение степени мотивации личности к успеху в работе», «Боитесь ли вы ответственности?», «Методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению» К. Томаса; анкеты: «Оценка профессиональной направленности личности», «Отношение к профессии»; опросники: «Цель – Средство – Результат» (ЦСР), «Потребность достижения успеха», «Стиль саморегуляции поведения», «Опросник личной склонности к творчеству» Г. Дэвича;

– открытый микрофон «Мобильный человек – это…», «Быть надеж­ным – это значит…»);

– круглые столы: «Что делать, если ты – безработный?», «Как принять решение в меняющихся условиях производства?», «Профессиональная пригодность – основа успешной трудовой адаптации молодых специали­стов», «Мое профессиональное будущее», «Мой профессиональный рост»;

– дискуссионные качели: «Моя профессия нужна людям?», «Кому грозит безработица?»;

– беседа «Секреты освоения профессий»;

– музыкальный калейдоскоп «Моя профессия – вчера, сегодня, завтра»;

– деловой спор «Кто хочет, тот и умеет»;

– родительские собрания: «Между прошлым и будущим», «Современ­ный рынок труда: предъявление требований к работнику и его профес­сиональному опыту»;

– шоу-программа «Профессионалы правят бал»;

– конкурсы профессионального мастерства: «Как стать конкуренто­способным работником», «Через тернии к звездам»;

– сочинения-размышления: «Мои профессиональные перспективы», «Лучшие по профессии» и т. д.;

– ролевые и деловые игры: «А если безработица?», «Я – профессио­нал», «Современный рынок», «Сортировка», «Цели», «Сердце группы», «Кораблекрушение», «Прошлые успехи», «Учимся делать выбор», «Я – ответственный»;

– открытая кафедра «Формула удачного выбора профессии» и др.;

– педагогический матч «Воспитание конкурентоспособного специа­листа: за и против».

12.Воспитание культуры труда будущих рабочих и специалистов

1. Аналитическая деятельность:

– анализ уровня сформированности качеств личности (ответствен­ность, организованность, стремление быстро и качественно выполнять по­рученное дело);

– выявление профессиональных интересов и склонностей посредством педагогических наблюдений;

2.Внеучебная деятельность:

– включение обучающихся в разнообразные виды коллективного общественно полезного и производительного труда;

– организация профессиональной адаптации;

– взаимодействие с преподавателями спеидисциплин, общепрофессиональных дисциплин, направленное на эффективное освоение учащимися профессиональных знаний, умений, расширение кругозора, воспитание культуры будущего рабочего и специалиста;

– формирование трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда;

– ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности, с технологией производства, современной техникой для формирования умений и навыков работы в условиях различных форм организации труда (экскурсии на базовые предприятия, в мастерские в учебном заведении, на выставки достижений народного хозяйства и т.д.);

– организация участия обучающихся в производительном труде ученических производственных бригад, учебно-производственных мастерских, кооперативных объединений и подрядных бригад;

вовлечение учащихся в работу кружков профессиональной и эстетической направленности;

– стимулирование чувства такта, уважительного отношения к людям, развитие кругозора, эстетической и духовной культуры будущего рабочего и специалиста;

– создание условий для воспитания эстетической, политически культуры, культуры поведения в обществе, культуры труда будущего рабочего и специалиста;

– привлечение учащихся к оборудованию кабинетов, лабораторий спортивных городков, общежитий как способ воспитания культуры труда будущего рабочего и специалиста;

– организация шефской помощи ветеранам базового предприятия;

– проведение родительских собраний;

– организация устных журналов;

– организация и проведение конкурсов профессионального мастер­ства, творческих конкурсов;

– посещение республиканских и международных выставок современ­ной техники, оборудования, производственных технологий и приемов тру­да в профильной профессиональной деятельности и т. д.;

– посещение музеев;

– экскурсии по родному краю;

– конкурсы, викторины по дисциплинам;

– создание творческих проектов;

– диспуты, беседы;

– конференции;

– интеллектуальные марафоны, ринги, бои, дебаты;

– организация и проведение профессиональных декад; проведение дня профессионального работника;

– проведение ролевых, деловых, имитационных игр для активизации самосознания учащихся как субъектов труда;

– воспитание культуры труда будущего рабочего и специалистов конкретных реальных мероприятиях: тематические КВН, конкурсы, викторины, шоу-программы;

3. Методическая деятельность:

– участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т. д. по вопросам воспитания культуры труда;

– составление картотеки методических разработок внеучебных форм работы;

– разработка методических рекомендаций по воспитанию культуры труда будущего рабочего и специалиста с использованием современных форм работы;

– участие в разработке рабочей учебно-программной документации и ее корректировке в соответствии с изменениями в содержании про­фессионального обучения и воспитания;

– совершенствование методического обеспечения производственного обучения.

Примерные формы воспитания

– Методики диагностики: «Факторы успеха на новой работе», «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе», «Авторитет работника в коллективе», «Какой вы коллега?», «Обладаете ли вы чувством времени?», «Умение использовать рабочее и личное время», «Насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?», «Оценка эффективности планирования труда и отдыха», «Умение излагать свои мысли», «Соблюдение этикета и формирование имиджа в процессе телефонных переговоров», «Обаятельны ли вы?», «Умеете ли вы контролировать самого себя?», «Самооценка делового общения», «Какой ваш внутренний ориентир в работе?», «Умеете ли вы управлять эмоциями?», «Умение преодолевать стрессовые ситуации». «Как вы беспокоитесь о своем здоровье», «Эмоционально-волевые резервы работоспособности»;

– проведение адаптационных тренингов по развитию потребностей в профессиональных достижениях, тренингов профессионального и личностного роста;

– деловые игры: «Я – профессионал», «Я ищу работу», «Выбирая профессию, выбираю будущее», «Агентство «Молодой специалист»», «Стиль работы», «Мой труд – моя визитная карточка»; ролевые игры «Рабочая этика», «Юный профессионал», «В профессию через творчество»;

– сочинение-размышление «Профессия и социальный статус личности»;

– вечера для первокурсников «Посвящение в профессию»;

– вечера различных специальностей «Гордись своей профессией»;

– педагогические консилиумы: «Профессиональный труд как способ самовыражения», «Профессия и социальный статус личности»;

– конкурсы социальных видеороликов: «Рабочий человек – это звучит гордо»; профессионального мастерства: «Мой труд вливается в труд моей страны», «Лучший по профессии», «Я – будущее страны», «Культурные традиции моей профессии»;

– заседания поэтического клуба «Талант – это труд, труд – это счастье»;

– организация и проведение акций, встреч с выпускниками «Мой труд вливается в труд моей республики»;

– профессиональные гостиные: «Культура труда на рабочем месте», «Культура взаимоотношений»;

– устные журналы: «Что включает в себя понятие “культурный человек”», «Эстетика труда»;

– тематический КВН, шоу-программа «Красота профессии»;

– вечер знакомств «Твоя учебная группа – твой первый трудовой коллектив»;

– деловой спор «Трудовая культура – абстрактное или конкретное понятие?»;

– открытый микрофон: «Влияние культуры быта на культуру труда». «Культура и труд рядом идут»;

– педсовет «Культура труда – культура организации производства и взаимоотношений».

13.Развитие предприимчивости и творчества в профессиональной деятельности

1.Аналитическая деятельность:

– анализ изучения учащимися вопросов предпринимательства в рамках экономических дисциплин;

– выявление профессиональных интересов и предпринимательских качеств в специальных микроситуациях учебной и внеучебной деятельности;

– наблюдение, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности.

2.Внеучебная деятельность:

– использование активных форм обучения, моделирование нестандартных ситуаций на уроках спецдисциплин, в процессе производственного обучения;

– создание педагогических ситуаций творческого освоения профессий, развития предприимчивости в профессиональной деятельности;

– организация встреч с интересными и успешными людьми (лучшими по профессии, предпринимателями, творческими педагогами учебного заведения и т.д.);

– подготовка и проведение конкурсов художественного и технического творчества группы, индивидуальных выставок учащихся, организация участия учащихся в конкурсах художественного и технического творчества учебного заведения, города, республики;

– посещение выставок, ярмарок, музеев, театров;

– посещение республиканских и международных выставок совре­менной техники, оборудования, производственных технологий и приемов труда в профессиональной деятельности;

– дискуссионные методы, направленные на развитие мотивации творческо-созидательной и профессиональной деятельности;

– экономическое воспитание учащихся в условиях, приближенных к реальности;

– привлечение учащихся к созданию творческих проектов в учебной и внеучебной деятельности (наглядные пособия, систематизированная тематическая подборка задач, методические рекомендации по использованию того или иного метода, стенды, стенные газеты и т.д.);

– привлечение к участию в республиканском фестивале-конкурсе по экономике и предпринимательству среди учащихся «Лестница успеха»;

– содействие формированию творческого потенциала, творческого мышления и воображения учащихся;

– оказание консультативной помощи родителям по развитию индивидуальных способностей учащихся;

– проведение родительских собраний.

3. Методическая деятельность:

– участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т. д.;

– создание картотеки методических разработок внеучебных форм работы, направленных на раскрытие предпринимательского и творческого потенциала учащихся (сценарии кураторских часов по развитию предпри­имчивости и творческих способностей учащихся, сценарии КВН, круглого стола).

Примерные формы воспитания

– Методики диагностики сформированности предприимчивости, дело­вых и морально-нравственных качеств: диагностика профессиональной направленности личности Дж. Голланда, «Мотивация к успеху и избе­ганию неудач» Т. Элерса, «Готовность к риску», «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС), опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова, «Определение направленности личности» Б. Басса, «Ценностные ориентации» М. Рокича; тесты: «Как определить ваши жиз­ненные цели?», «Целеустремленный ли вы человек?», «Упорство в дости­жении цели», «Поиск путей того, как стать миллионером», «Определение степени мотивации личности к успеху в работе», «Каков ваш потенциал в принятии нестандартных решений?», «Какова ваша степень уверенности в себе?»;

изучение уровня развития творческого потенциала учащихся: диаг­ностика невербальной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности С. Медника, модифицированные креативные тесты Вильям­са, пакет тестов «Творческое мышление»;

– изучение уровня творческой активности, способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро разрешать проблемные ситуации;

– клуб «Познай себя», ремесленно-творческие клубы: «Золотые руки», «Просто сделай», «Формула рукоделия»;

– деловые игры: «Проблема», «Кадровый вопрос», «В мире фирм», «Разработка и защита проекта»;

– организационно-деятельностные игры: «Робинзон», «Предприни­матель», «Бизнесмен», «Суд над безработным», «День денег»;

– философские столы: «Труд и творчество», «Счастье и смысл жизни», «Цена и ценность», «Что такое свобода?»;

– диспуты: «Путь, который выбираю я», «Мечты и цели», «Твор­чество в профессии»;

– заочное путешествие «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»;

– создание проблемных ситуаций;

– педсоветы: «Формирование творческого потенциала у учащихся в учебной деятельности», «Работа с одаренными учащимися», «Методы развития творческого потенциала учащихся»;

– родительские собрания: «Таланты и способности есть у каждого», «Работа над развитием способностей».

14.Формирование корпоративной культуры и имиджа профессии

1. Аналитическая деятельность:

– изучение степени готовности принять заданные нормы поведения и традиции коллектива;

– анализ представлений учащихся об эталоне избранной профессии;

– анализ участия учащихся в мероприятиях профессиональной направленности и выявление степени готовности к самореализации и саморазвитию в процессе осуществления профессионально-трудовой деятельности.

2.Внеучебная деятельность:

– организация работы по подготовке учащейся молодежи к трудовой деятельности, формированию у молодых специалистов мотивации закрепляемости на рабочих местах (гарантированный социальный пакет, возмож­ности карьерного роста и т. д.);

– формирование устойчивой профессиональной направленности каж­дого учащегося;

– оказание помощи учащимся в выборе нравственных ценностей и приоритетов их деловых качеств как факторов успеха;

– организация деловых и ролевых игр;

– подготовка презентаций;

– формирование адекватных представлений об учебной и конструи­руемой профессиональной реальности, о мотивах деятельности, поведения;

– формирование знания требований профессионального имиджа и умения управлять им;

– проведение серии воспитательных мероприятий, направленных на формирование корпоративной культуры;

– издание стенгазеты;

привлечение учащихся к работе творческих объединений, молодеж­ных научных сообществ;

– ознакомление учащихся с деятельностью бизнес-инкубаторов, кото­рые помогают молодежи открыть и развивать свой бизнес, с целью форми­рования активной жизненной позиции учащихся.

3.Методическая деятельность:

– разработка методических рекомендаций по проблеме формирования норм и принципов поведения в профессиональной среде в системе «Человек-общество-труд-производство»;

– создание и внедрение информационных технологий, ориентиро­ванных не только на повышение уровня знаний обучающихся, но и на раз­витие профессионального самосознания у будущих специалистов;

– разработка комплекса профориентационных мероприятий с исполь­зованием интерактивных форм воспитательной работы, направленных на повышение имиджа профессии.

Примерные формы воспитания

– Методики диагностики: «Уровень корпоративной культуры», тест оценки уровня конкурентоспособности личности, «Можете ли вы добиться успеха на новой работе?», «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой; опросники: «Определение психологического климата в организации», «Социально-психологическая профессиональная адаптация», «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе»;

– день открытых дверей с целью-профориентации на рабочие профессии;

– ток-шоу: «Наша рабочая семья», «Трудовые династии», «Секреты освоения профессии»;

– конкурсы самопрезентаций будущих рабочих «Ваш имидж – путь к успеху»;

– выставки творческих рассказов «Зову в свою профессию», рефераты «Новое в моей профессии»;

– деловые и ролевые игры: «Деловые коммуникации: корпоративная вечеринка», «Личность. Карьера. Успех»;

– подготовка презентаций: «Имидж делового мужчины», «Имидж де­ловой женщины», «Дресс-код»;

– защита проектов «Профессиональный имидж: иметь или не иметь?»;

– открытый микрофон: «Деловая культура», «Профессиональная эти­ка», «Культура общения», «Конфликтные ситуации в сфере обслужива­ния», «Вежливость сегодня в моде. Этикет в твоей профессии»;

– издание стенгазет: «Пять правил успеха», «Мир профессии»;

– творческие объединения, молодежные научные сообщества («Профессионал +», «Информ-дайджест»);

– поисковый клуб «Наследие», деловой спор «Кто хочет, тот и умеет»; вечер знакомства «Твоя учебная группа – твой первый трудовой кол­лектив»; ролевая игра «Рабочая этика»; сочинение-размышление «Профес­сия и социальный статус личности»;

– организация тренинговых занятий: «Вежливость + общительность = профессиональный успех», «Коммуникабельность – путь к профессиональ­ному успеху», «Искусство быть красивой на работе и дома»;

– цикл занятий «Азбука профориентации»;

– ситуация-проба «Отношения и поступки в профессии»;

– педагогические гостиные: «Профессионализм = знания + опыт», «Ответственность = воля + доброта», «Общительность = умение сопереживать + уме­ние слушать»;

– родительские собрания: «Между прошлым и будущим», «Трудовые династии», «Развитие способностей».

15.Воспитание культуры досуга

1. Аналитическая деятельность:

– изучение интересов и потребностей учащихся в творческой внеучебной деятельности, организации свободного времени;

– изучение степени участия учащихся учебной группы в кружках, клубах, секциях, объединениях;

– анализ уровня участия в информационных часах, массовых мероприятиях, акциях;

– педагогическое наблюдение;

– экспресс-опросы учащихся, родителей и беседы с ними;

– тестирование, анкетирование, опросы.

2. Внеучебная деятельность:

– вовлечение учащихся в кружки художественной самодеятельности, творческие профессиональные объединения, клубы по интересам, спортив­ные секции, в работу литературной гостиной;

– организация участия учащихся в смотрах-конкурсах творческих ра­бот, выставках профессионального, технического, художественного твор­чества;

– оказание педагогической помощи в работе органов ученического самоуправления, ОО БРСМ;

– организация спектаклей, концертов и других культурно-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов;

– организация встреч учащихся с деятелями культуры, искусства, политическими и общественными деятелями, писателями, представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками;

– расширение кругозора, профессиональных потребностей, интересов учащихся посредством проведения выездных мероприятий (экскурсии в музеи, посещение выставок, кинотеатров, спектаклей, поездки в различные города, турпоходы, походы по местам боевой, трудовой славы);

– взаимодействие с государственными, общественными организа­циями, учреждениями культуры, библиотеками, Интернет-клубами в про­цессе формирования культуры досуга учащихся учебной группы;

– поддержка создания уголков этнического творчества, накопление материала для создания музеев (краеведческих, литературных).

3. Методическая деятельность:

– создание базы данных методических разработок, инновационных технологий и передового педагогического опыта по организации досуго­вой деятельности учащихся;

– разработка сценариев мероприятий, приуроченных к календарным, памятным датам;

– участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т. д.

Примерные формы воспитания

– педагогическое наблюдение и мониторинг участия учащихся в работе клубов, кружков, спортивных секций, объединений по интересам; потребностей учащихся в творческой деятельности, организации свободного времени;

– кружковая работа;

– исследовательская деятельность: клубы «Пульсар», «Пресс-центр», творческое объединение «Чистый мир»;

– выставки работ учащихся;

– участие учащихся в конкурсах художественного и технического творчества, в республиканских молодежных акциях;

– интеллектуальные игры: «Интеллектуальный марафон», «Эрудит»;

– празднование знаменательных дат: День защитника Отечества, День Победы (конкурсы юношей, встречи с воинами-интернационалистами, интеллектуальная игра «По фронтовым дорогам», вечера военной песни), праздники труда (участие в субботниках), День Конституции и т. д.;

– конкурсные программы: «Мисс и мистер колледжа», «Алло, мы ищем таланты!», «А ну-ка, девушки!»;

– воспитательные часы: «Джентльмен-шоу», «Школа хороших ма­нер», «Правила поведения в общественных местах», «Семья, как в ней жить», «Конфликты вокруг нас»;

– проведение виртуальных конкурсов, турниров, путешествий;

– организация пресс-конференций «В безбрежном времени досуга»;

– круглые столы: «Моя будущая профессия на рынке труда», «Мои возможности в профессии»;

– организационно-деятельностные игры: «Фейерверк профессий», «Мое хобби – моя профессия»;

– издание рукописных, устных, электронных журналов, газет.

16.Воспитание культуры общежития

1. Аналитическая деятельность:

– изучение режима, условий быта, материального положения, окру­жения, отношения к учебе, личностных особенностей учащихся, прожи­вающих в общежитии;

– сбор общих данных об учащихся группы (изучение личных дел учащихся, ознакомление с результатами диагностики и т. д.);

– анализ общественной активности учащихся;

– анализ и преодоление конфликтных ситуаций, анализ поведения в них учащихся, педагогов, родителей.

2. Внеучебная деятельность:

– сотрудничество с воспитателем, социальным педагогом и педагогом-психологом (совместные мероприятия, консультации, формирование запросов для социально-педагогической и психологической службы);

– оказание помощи учащимся в организации их подготовки к занятиям;

– оказание педагогической поддержки в адаптации учащихся к усло­виям проживания в общежитии, помощи в организации их быта;

– участие в проведении индивидуальной, профилактической работы с учащимися, составлении ими планов самовоспитания и саморазвития;

– вовлечение учащихся в объединения по интересам, участие в мероприятиях, направленных на повышение их профессионального мастерства;

– взаимодействие с родителями по вопросам дисциплины, организа­ции жизнедеятельности учащихся, проживающих в общежитии.

3. Методическая деятельность:

– планирование индивидуальной работы с учащимися в условиях общежития;

– разработка сценариев мероприятий, направленных на формирование сплоченного коллектива учащихся, проживающих в общежитии;

– участие в методических объединениях кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, воспитателей;

– подготовка и проведение собраний (родительских, группы) совме­стно с воспитателем, кураторских часов по проблемам межличностного общения, культуры быта и т. д.

Примерные формы воспитания

– создание группового фотоальбома «Наше общежитие»;

– сократовские беседы «Зачем человеку совесть?», дискуссионные ка­чели «Цена и ценность», дебаты «Если не я, то кто же?», философский стол «Что нужно для полного счастья?», этические диалоги: «Культурный человек и конфликты», «В человеке все должно быть прекрасно»;

– организация творческих объединений, клубов: «Хозяюшка», «Хозя­ин», «Мастер», кружков: «Рукоделие», «Домашний быт», «Цветоводство», «Сотвори себя сам», «Патриот», «Ровесник», «Отечество», «Погода в доме»;

– проведение санитарных дней, субботников; работа стройотрядов из числа учащихся, проживающих в общежитии;

– трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, волонтерское дви­жение, агитбригады и другие формы коллективных дел, способствующих укреплению материально-технической базы в общежитии;

– смотры-конкурсы на лучшее оформление комнаты, блока, этажа: «А ну-ка, добры молодцы», «Чистюля года», «Мисс Окно» и «Мистер Блок»;

– рейды-проверки санитарного состояния;

– создание совета по дизайну интерьера общежития;

– выпуск «Молнии» с фотографиями, где отмечаются как лучшие комнаты, так и те, которые позорят общежитие;

– мероприятия спортивной, просветительской и природоохранной направленности: спортландии, конкурсы, турпоходы, соревнования, дни спор­та, цикл лекций о вреде курения, закаливание, акции («Зеленая волна»);

– акции, тренинги, фотовыставки, мультимедийные презентации, ви­деофильмы по профилактике ВИЧ/СПИД, наркомании, алкоголизма, таба­кокурения, по пропаганде здорового образа жизни;

– организация творческих объединений, секций по различным видам спорта;

– вечера отдыха «Стартинейджер», дни здоровья «Мы против СПИДа»;

– беседы: «Конфликты в нашей жизни», «Развитие навыков эффек­тивного слушания», «Личность в организованном коллективе», «Как избе­жать конфликта?», «Виды конфликтов и способы их разрешения;

– практикумы и упражнения, направленные на развитие групповой сплоченности: «Реагирование на конфликтное поведение», «Протиски­вание в автобус», «Интервью», «Репортер», «Кодекс группы», «Групповой рисунок несуществующего животного»;

– интеллектуальные, деловые и сюжетно-ролевые игры: «Робинзон», «Словесный волейбол», «Клуб знатоков», «Маскарад», «Подарки», «От­веть за другого», «Видеостудия», «Доброе имя дороже сокровищ мира»;

– радиогазета «Я + Я – это Мы»;

– проведение турниров-состязаний: «Отцы и дети», «Брейн-ринг», КВН; шоу-программ («Я + Ты = Семья»), конкурсов «Алло, мы ищем та­ланты», спортландий;

– концерты-поздравления к праздникам; романтический вечер при све­чах «Музыка и мы», литературная гостиная «Души прекрасные порывы»;

– организация выставок «Семейные реликвии», фотовыставок «Мой край», фестивалей искусств «Звездное небо»;

– тематические вечера именинника, ангела, «Красота спасет мир», «Мода будущего», «Праздничный сюрприз»;

– выставка «Моя родословная», фотовыставка «На лоне природы»;

– групповые экскурсии, походы;

– акция «Милосердие».

17.Воспитание бытовой культуры

1. Аналитическая деятельность:

– изучение режима, условий быта, материального положения, окруже­ния, отношения к учебе, личностных особенностей учащихся;

– изучение личных дел учащихся, ознакомление с результатами диагностики и общественной активности учащихся;

– анализ умения преодолевать конфликтные ситуации.

2. Внеучебная деятельность:

– ознакомление учащихся с традициями учреждения образования;

– содействие адаптации учащихся в новом учебном коллективе;

– оказание помощи учащимся в подготовке к занятиям, в развитии их самостоятельности;

– оказание помощи учащимся в создании органов самоуправления и организации работы секторов, участие в заседаниях органов ученического самоуправления;

– формирование культуры межличностного общения учащихся;

– содействие формированию сплоченного коллектива учащихся; активизация коллективной досуговой деятельности учащихся, проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на повышение гражданского, нравственного, эстетического уровня учащихся;

– профилактика у учащихся нарушений стиля общения (беседы, воспитательные часы);

– оказание педагогической поддержки ученическому самоуправле­нию, деятельности ПО ОО БРСМ;

– вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, секций, объединений по интересам;

– организация работы по формированию навыков здорового образа жизни, активизации спортивно-оздоровительной деятельности учащихся;

– оказание педагогической поддержки по налаживанию межлично­стных контактов учащимся с заниженной самооценкой, испытывающим трудности в общении.

3. Методическая деятельность:

– содействие внедрению в практику передового педагогического опыта;

– участие в работе методических объединений кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения;

– участие в семинарах, практикумах, конференциях по вопросу эффективного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.

Примерные формы воспитания

– методики диагностики морально-психологического климата в учеб­ной группе, общего уровня общительности; методика изучения сплочен­ности коллектива (Р.С.Немов), межличностных отношений (Т.Лири), ана­лиз семейных взаимоотношений (АСВ);

– изучение личных дел и педагогическое наблюдение за взаимоотношениями в ученическом коллективе;

– программы воспитания «Дом, в котором я живу»;

– работа школы ученического самоуправления «Лидер»;

– круглый стол «Органы ученического самоуправления как фактор формирования организаторских способностей будущих специалистов»;

– дискуссии: «Принципы жизни», «Подводные камни общения», «Влияние и противостояние влиянию»;

– тренинги: «Пути разрешения конфликтов», «Этика и психология де­ловых отношений», «Коммуникативная компетентность»;

– дискуссионные качели: «Творцы и потребители», «Зависимые от­ношения и отношения зависимости»; дебаты «Если не я, то кто же?»;

– лекции-рассуждения: «Этика общения в коллективе», «Этика семей­ных отношений»;

– семейные клубы, соииально-психологические гостиные: «Сотвори себя сам», «Отечество», «Погода в доме», «Хозяин», поэтическая гостиная «Проба пера»;

– кружки: «Вдохновение», «Природа и фантазия», «Кройка и шитье», «Хозяюшка», «Мастер – мастеру», «Рукоделие», «Современное моделиро­вание одежды», «Домашний уют», «Цветоводство», «Садовод-любитель», «Народная медицина» и т. д.;

– коллективный показ моделей: «Новогодний калейдоскоп», «Весен­ний променад», «Мистер респект»;

– акции: «Чистый город, улица, дом», «Посади дерево», «Беларусь – это мы», «Огонь рождественской свечи», «Подари радость детям»;

– информационный проект «Реальный взгляд»;

– организация работы ремонтных бригад, трудовых отрядов по ре­монту мебели, благоустройству территории;

– субботники по благоустройству учебных корпусов, наведению по­рядка в общежитиях и на прилегающих к ним территориях;

– конкурсы мультимедийных проектов: «Правила рационального питания», «Не сотвори себе кумира»;

– организация общения в социальных сетях Интернет.