Гостевая книга · Карта сайта · Контакты
Без флеша


Интернет-ресурсы:

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Министерство культуры Республики Беларусь

Гомельский областной исполнительный комитет

Управление культуры Гомельского облисполкома

Гомельский городской исполнительный комитет

Администрация Центрального района города Гомеля


Виды деятельности куратора учебной группы

Виды деятельности куратора учебной группы

1. Идеологическое воспитание

1. Аналитическая деятельность:

– постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельно­сти и динамики личностного развития учащихся;

– статистический анализ текущей и итоговой успеваемости по пред­метам общественно-гуманитарного и профессионального циклов;

– анализ выполнения общественных поручений;

– анализ участия в общественно-политических, массовых мероприятиях, акциях, волонтерских движениях;

– изучение отношения к трудовой и профессиональной деятельности;

– педагогическое наблюдение в ситуациях учебной и внеучебной деятельности.

2. Внеучебная деятельность:

– создание благоприятного нравственно-психологического микро­климата в группе, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма;

– формирование актива учебной группы;

– развитие лидерских качеств обучающихся, навыков межличностно­го общения, активной жизненной позиции, стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся;

– формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям;

– развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины;

– проведение информационных и воспитательных часов, направлен­ных на идеологическое воспитание учащихся;

– стимулирование познавательного интереса обучающихся к экономическим, политическим, культурным тенденциям развития общества, осознанию места Беларуси в мировой цивилизации с целью повышения социальной мобильности будущих специалистов;

– привлечение учащихся в клубы, кружки, общественно-политические мероприятия;

– проведение экскурсий, поездок, походов по местам боевой, трудо­вой славы белорусского народа, встреч с людьми своей профессии, компе­тентными собеседниками из различных областей жизнедеятельности чело­века с целью приобщения к идеологии белорусского государства;

– организация посещения выставок, спектаклей, кинолекториев, му­зейных экспозиций;

– привлечение учащихся к участию в поисковой и шефской работе;

– привлечение учащихся к анализу событий из окружающей жизни, телепередач, художественных фильмов;

– формирование информационной культуры и критичного отношения к «идеологическим вопросам» со стороны СМИ;

– взаимодействие с родителями, привлечение их к участию в идеологической работе группы.

3. Методическая деятельность:

– участие в заседаниях цикловой комиссии преподавателей общест­венных дисциплин по проблемам моделирования идеологически ценност­ного пространства в учреждении образования и разработки технологий идеологической работы в ходе преподавания учебных дисциплин;

– планирование и построение работы по идеологическому воспита­нию с учетом индивидуальных особенностей обучающихся группы, проек­тирование идеологической грамотности обучающихся;

– взаимодействие с субъектами воспитательного процесса в направ­лении идеологического воспитания;

– взаимодействие с представителями органов государственного управления, правоохранительных органов, распорядительной и исполнительной власти, депутатами, авторитетными деятелями культуры, науки, искусства;

– разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на приобщение учащихся к ценностям белорусского государства;

– внесение на рассмотрение педсовета, методических комиссий, воспитательного отдела и администрации учебного заведения предложений по совершенствованию образовательного процесса; участие в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности курируе­мой группы;

– подбор, систематическое обновление и обсуждение в методических объединениях оптимальных форм и методов профессиональной подготов­ки обучающихся, направленных на формирование их идеологической по­зиции;

– самообразование и повышение уровня профессиональной компе­тенции посредством посещения лекций, дней информирования, курсов по­вышения квалификации, участия в конкурсах профессионального мастер­ства, обмена опытом и изучения соответствующей литературы по пробле­мам организации идеологического воспитания молодежи.

Примерные формы воспитания

– Информационные часы («Беларусь - мая Радзiма», «Страна – для молодежи, молодежь – для страны», «Быть патриотом сегодня – что это значит?», «Толерантность белорусского народа», «Учащимся об избира­тельной системе», «Объектив смотрит в Мир»);

– дебат-клубы: «Человек и общество», «Моя жизненная позиция», «Права молодежи», «Основные направления молодежной политики в Рес­публике Беларусь», «Новые аспекты в Административном кодексе Респуб­лики Беларусь», «Сепаратизм и пути решения конфликтов», «Национал- шовинизм, неофашизм, расизм в современном мире», «Коррупция и ее об­щественная опасность» и др.;

– «Школа куратора», «Школа мастера производственного обучения», «Школа воспитателя», «Педагогическая студия», конкурсы педагогическо­го мастерства, виртуальные гостиные и Интернет-конференции;

– воспитательные часы: «Мои знания об истории своей Родины», «Я – и гражданин Республики Беларусь», «Что значит быть патриотом?», «Национальная ценность человека», «Честь и достоинство»;

– конкурсы стенгазет: «Я горжусь своей Отчизной», «Значение побе­ды над фашизмом в истории человечества»;

– самопрезентация «Славная история моей семьи», «Моя родословная»;

– деловые и ролевые игры: «Человек и другие люди», «Урок длиною в жизнь»;

– конверт откровений на тему «Позиция», «Письмо самому себе»;

– эстафета мнений «Идеология – это...», «Идейная позиция – основа общества»;

– турнир ораторов «Нет цели святее служения Родине»;

– лекция-рассуждение «Толерантность белорусского народа», «Кто имеет право решать?», «Счастье в жизни человека», «Жизнь по собствен­ному выбору»;

сократовская беседа «Что значит быть гражданином»;

– практикум по самовоспитанию «Пять первых шагов самосовершенствования»;

– акции: «Экономия – забота каждого», «Память жива»;

– конкурс художественного слова «Моя весна – моя Победа», конкурс плакатов, эссе;

– участие в «Звездных походах», митингах-реквиемах, волонтерском движении;

– встречи с представителями местных органов власти, организаций и молодежных объединений;

– уроки мужества, митинги-реквиемы.

2. Гражданско-патриотическое воспитание

1. Аналитическая деятельность:

– анализ участия учащихся учебной группы в клубах и кружках патриотической направленности;

– статистический анализ успеваемости учащихся учебной группы по дисциплинам общественно-гуманитарною цикла;

– анализ участия учащихся в воспитательных мероприятиях граждан­ской и патриотической направленности;

– педагогическое наблюдение;

– тематические экспресс-опросы и беседы с учащимися, педагогами, родителями.

2. Внеучебная деятельность:

– создание благоприятного микроклимата в группе как одного из факторов для формирования гражданской и национальной культуры;

– регулярное проведение воспитательных (тематических) и информационных часов с использованием современных активных форм взаимодействия по актуальным проблемам гражданско-патриотического и нацио­нального воспитания;

– развитие чувства национального достоинства и патриотизма уча­щихся посредством коллективных творческих дел, краеведческой и тури­стической деятельности (культпоходы в театр, на концерт, посещение на­циональных выставок, музеев, проведение турпоходов, экскурсий, органи­зация поездок);

– стимулирование участия обучающихся в клубной деятельности, в кружках, молодежных организациях и объединениях по развитию активной гражданской позиции, возрождению белорусской культуры, межкультурному взаимодействию;

– поддержка и развитие идеи создания в учреждении образования уголков национального творчества, накопление материала для создания музеев (краеведческих, литературных);

– использование элементов народного творчества при оформлении интерьера кабинетов, актового зала и других помещений учреждения образования;

– организация систематического выпуска газеты «Новости моего региона»;

– создание условий для культурного взаимодействия учащихся, воссоздания ими национального колорита в ходе традиционных обрядовых праздников («Калядкi», «Гукание вясны», фестиваль искусств «Мы – сла­вяне» и др.);

– поощрение интереса учащихся к изучению фольклора и белорусской культуры, активизация посещения учащимися соответствующих факульта­тивов и спецкурсов;

– стимулирование проявления в учебно-профессиональной деятельно­сти лучших черт белорусского народа (толерантности, трудолюбия, миро­любия, уважения к другим);

3. Методическая деятельность:

– создание технологии взаимодействия с учащимися по выполнению поставленных задач гражданско-патриотического и национального воспи­тания;

– отбор, изучение и адаптация для конкретной группы методических материалов и практических разработок по формированию активной гражданской позиции и национального самосознания учащихся;

– внесение на рассмотрение педагогического совета, социально-психологических консилиумов, предметных комиссий, воспитательного отдела и администрации предложении по совершенствованию гражданско-патриотического воспитания;

– повышение своего профессионального уровня посредством изуче­ния соответствующей литературы, участия в обучающих семинарах, тре­нингах, методических объединениях, направленных на совершенствование воспитательной практики по развитию гражданско-патриотической и национальной культуры учащейся молодежи;

– участие в конкурсах на лучшую методическую разработку по формированию гражданско-патриотической и национальной культуры учащихся.

Примерные формы воспитания

– Педагогические проекты: «Люблю цябе i ганаруся, мая кража – Беларусь!», «Семь вечеров в исторической гостиной “Скарбнiца”», «Почет­ная миссия быть гражданином своей страны», «Дорогами войны», «Слава тебе, Победитель-солдат!», «Моя малая Родина»;

– республиканские и региональные фестивали, патриотические акции: «Жыву у Бе­ларусi i тым ганаруся!», «Наша забота – ветеранам», «За люби­мую Беларусь», «Сохраним город чистым», «Наш двор», «Наш город» и др.;

– информационно-познавательные программы: «Ответственность как гражданская позиция молодого поколения», «Молодежь о войне», «Бела­русь – центр Европы», «Страна, которой я горжусь!», «Избирательное пра­во и выборы в Республике Беларусь», «Как не любить мне эту землю!»;

– вахты и маршруты Памяти;

– туристско-краеведческие экспедиции: «Неделя туризма и краеведе­ния», «Наш край», «Экологическая тропа», «Великое рядом» и др.;

– виртуальная экскурсия «Города-герои»; заочная экскурсия «Минск – наше Отечество»;

– создание «Летописи минувших лет»;

– клубы военно-патриотической, краеведческой, поисковой направленности: «Патриот», «Мой родны кут», «Спадчына», «Поиск», «Беларусь мая сiнявокая» и др., развивающие активную гражданскую позицию, пат­риотизм, расширяющие кругозор учащихся;

– кружки: «Беларусы на карце свету», «Герои нашего времени», «Волшебная палитра», «Беларуская скарбонка», «Лозоплетение», «Послушная глина» и др.;

– конференции: «Защита прав человека – двигатель общественного прогресса, гуманизма и демократии», «Мы в ответе за свое будущее»;

– информационно-публицистический журнал «Молодежь в граждан­ском обществе»;

– виртуальный кабинет «Молодежь Беларуси за гражданственность и патриотизм»;

– неделя патриотизма «Славлю Отечество!», «Беларусь – это мы!» (уроки мужества, встречи с воинами-интернационалистами и ветеранами, конкурсы юношей), ярмарки солидарности, праздники труда (участие в субботниках);

– месячники: «Это наша с тобой биография...», «Мой родны кут...», «Есть такая профессия – Родину охранять» и т. д.;

– вечер-реквием «Горькая память войны»;

– конкурс творческих работ «Каб любiць Беларусь нашу мiлую...»;

– диспут «Толерантность – путь к миру»;

– вечер вопросов и ответов «Два поколения ветеранов: от Великой Отечественной войны до Афганской»;

– тематические вечера: «Что мы знаем о своей Родине?», «Мой город, мои земляки»;

– круглые столы: «Что означает суверенитет?», «Твои права и обязан­ности в обществе и государстве»;

– информационно-познавательные программы: «Ответственность как гражданская позиция молодого поколения», «Молодежь о войне», «Бела­русь – центр Европы», «Страна, которой я горжусь!», «Избирательное пра­во и выборы в Республике Беларусь», «Как не любить мне эту землю!», «Беларусь: традиции и современность»;

– брейн-ринг «Земля под крылом твоим...»;

– конкурс рефератов по правам человека.

3. Национальное и поликультурное воспитание

1. Аналитическая деятельность:

– анализ уровня сформированности у учащихся национального самосознания, интереса к истории, культуре, традициям белорусского народа, других народов;

– статистический и качественный анализ участия учащихся в работе клубов и кружков декоративно-прикладного творчества, исторической и общественно-политической направленности;

– анализ участия в областных, республиканских мероприятиях (фес-тиваль декоративно-прикладного творчества, выставки творческих работ);

– создание портфолио достижений обучающихся в декоративно-прикладном, художественном творчестве, общественной деятельности.

2. Внеучебная деятельность:

– создание благоприятного микроклимата в учебной группе как одно¬го их факторов формирования национальной культуры;

– проведение воспитательных (тематических) и информационных ча¬сов с использованием современных активных форм взаимодействия по ак-туальным проблемам национального воспитания;

– развитие чувства национального достоинства и патриотизма уча¬щихся посредством проведения коллективных творческих дел, выездных мероприятий краеведческой и туристической направленности (культпохо¬ды в театр, на концерт, посещение национальных выставок, музеев, прове¬дение турпоходов, организация экскурсионных поездок);

– создание в учреждении образования уголков этнического творчест¬ва, музеев (краеведческих, этнографических, учреждения образования);

– использование элементов народного творчества при оформлении интерьера учебных кабинетов, актового зала и других помещений учреж-дения образования;

– оформление информационных стендов, выпуск тематической газеты по национальной культуре;

– проведение традиционных обрядовых праздников, межкультурных мероприятий с воссозданием национального колорита.

3. Методическая деятельность:

– разработка методических материалов по формированию национального самосознания учащихся;

– обсуждение на педагогических советах, социально-психологических консилиумах, заседаниях предметных комиссий предложений по совершенствованию национального воспитания;

– повышение профессионального уровня посредством изучения науч¬но-методической литературы, участия в обучающих семинарах, тренингах, методических объединениях;

– участие в конкурсах на лучшую методическую разработку по формированию национальной культуры обучающихся.

Примерные формы воспитания

– Цикл воспитательных и информационных часов: «Культура народов мира», «Урокi пазнання Бацькаушчыны», «Беларусь на карте мира», «Бе­ларусь – страна дружбы и национального согласия», воспитательные мероприятия календарно-обрядового цикла: «Калядачкi», «Гуканне вясны», «Купалле»;

– конкурс риторического мастерства «Родны кут у вершах i нарысах»;

– тематический вечер «Беларусь – кража маёй будучынi»;

– интеллектуальный марафон «Земля – наш дом»;

– фотоконкурс «Люди Беларуси»;

– ролевая игра «Остров белорусской дружбы»;

– исследовательские проекты «Родны край», «Всему начало – отчий дом»;

– акции: «Я – гражданин Беларуси», «Наш двор», «Чистый город»;

– дебаты «Межнациональные отношения и мораль»;

– информационный проект «Дом, в котором я живу»;

– занятия дискуссионного клуба «Имею мнение»;

– выставки декоративно-прикладного творчества;

– факультатив «Народные ремесла»;

– организация работы кружков художественного и декоративно-прикладного творчества: «Белорусская завалинка», «Хозяюшка», «Спадчына».

4. Воспитание информационной культуры

1. Аналитическая деятельность:

– анализ уровня информированности учащихся учебной группы о процессах, происходящих в политической, социально-экономической и культурной жизни в стране и за рубежом;

– анализ использования учащимися группы различных средств массовой информации, сети Интернет;

– анализ степени участия учащихся группы в работе общественных редколлегий;

– изучение умений критического осмысления, переработки информации учащимися учебной группы;

– анализ участия учащихся учебной группы в работе клубов и круж­ков, формирующих информационную культуру учащихся.

2. Внеучебная деятельность:

– создание информационного пространства воспитательной работы в учебной группе с использованием средств наглядной агитации, стенной печати, радио, компьютеров, Интернета;

– использование современных активных форм взаимодействия, направленных на реализацию поставленных задач по формированию информационной культуры учащихся учебной группы;

– формирование нравственной, гражданской и патриотической пози­ции личности в отношении информации, публикуемой в СМИ и сети Ин­тернет;

– использование воспитательного воздействия учебных дисциплин и проводимых воспитательных мероприятий, современного информацион­ного пространства в моделировании реальных жизненных ситуаций;

– вовлечение учащихся в клубы, кружки, формирующие информа­ционную культуру учащихся группы;

– организация посещения выставок, спектаклей, кинопоказов, музей­ных экспозиций;

– привлечение учащихся к анализу событий из окружающей жизни, телепередач, художественных фильмов;

– создание совместно с учащимися видеоклипов, журналов, мультимедийных презентаций, летописей, подборок материалов, выставок и т. д.;

– формирование нравственной, интеллектуальной, экономической, экологической, социально-психологической, эстетической культуры, организаторских качеств с использованием информационного пространства воспитательной работы, информационных технологий.

3.Методическая деятельность:

– проведение работы с родителями; собрания, конференции, консуль­тации по проблемам влияния на учащихся современного информационного пространства;

– изучение передового опыта работы по формированию информаци­онной культуры учащихся;

– разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащихся информационной культуры;

– внесение на рассмотрение педсовета, методических комиссий, воспитательного отдела и администрации учебного заведения предложений по совершенствованию информационной культуры участников воспитатель­ного процесса;

– участие в разработке мультимедийных проектов, презентаций по направлениям воспитательного процесса.

Примерные формы воспитания

– создание сайта учреждения образования (учебной группы);

– издание устных, электронных журналов, газет;

– проведение виртуальных конкурсов, турниров;

– организация работы Интернет-клуба;

– проведение радио- и телеинформационных часов «Современная информация и моя жизненная позиция», «Информация в СМИ и Интернете - как я ее понимаю»;

– тренинг по работе с «Электронной картотекой статей периодических изданий»;

– родительское собрание «Проблемы влияния на учащихся совре­менного информационного пространства»;

– Интернет-конференции для родителей по актуальным проблемам воспитания;

– содействие в работе по организации Интернет-кафе в учреждении образования;

– виртуальный брейн-ринг между различными учебными заведениями;

– дискуссия «Интернет: за и против»;

– создание видеоклипов, журналов, мультимедийных презентаций, летописей, подборок материалов, выставок.

5. Воспитание ценностного отношения к жизни

(здоровый образ жизни, физическое развитие)

1. Аналитическая деятельность:

– анализ педнаблюдений за физическим развитием, питанием учащихся;

– исследование уровня сформированности у обучающихся ценностей, убеждений и навыков здорового образа жизни.

2. Внеучебная деятельность:

– практическая деятельность по формированию ценностного отноше­ния к жизни и ответственного поведения личности;

– контроль за соблюдением правил и норм охраны труда;

– обеспечение выполнения норм санитарно-гигиенического режима закрепленного кабинета, мастерской;

– вовлечение обучающихся в различные виды деятельности с целью укрепления физического, морального здоровья учащихся и их семей (кружки, клубы, спортивные секции);

– контроль за питанием учащихся;

– проведение обзорных и тематических информационных часов;

– пропаганда здорового образа жизни на примере собственного здоровьесберегающего поведения;

– организация системы мероприятий по формированию отрицатель­ного отношения обучающихся к наркогенным веществам и последствиям их потребления;

– вовлечение обучающихся в процесс создания материалов по формированию ценностного отношения к жизни, здоровью, физическому совер­шенствованию, рациональному питанию;

– формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей.

3.Методическая деятельность:

– участие в создании видеотеки, мультимедиатеки со справочными материалами о ценностном отношении к жизни;

– участие в конкурсах на лучшее мероприятие, лучшую методическую разработку;

– обобщение и использование в работе опыта ведущих педагогов по формированию ценностного отношения к жизни.

Примерные формы воспитания

– методики диагностики: «Познай себя» (Ю. Айзенк), «Ощущаю ли я себя здоровым человеком?», «Предрасположен ли ты к наркотикам?», «Черты моего характера»;

– анкетирование по пропаганде ценностного отношения к жизни (здоровый образ жизни, питание, физическое развитие, отказ от вредных привычек), анкета AUDIT-БСВ (употребление алкоголя);

– диспуты: «Как нужно отдыхать», «Культура личных отношений»;

– философские столы: «Человек и общество», «Здоровье нации – это здоровье каждого человека», «Мое здоровье + мои привычки = моя жизнь?!», «Осознанное отношение к жизни»;

– круглые столы: «Злое начало в душе», «Взрослые проблемы наших детей», «Хочу быть здоровым»;

– ролевые игры: «Здоровье для тела, что мудрость для души», «Мои пожелания людям, которые курят», «Поведение в экстремальных ситуациях», «Пирамида правильного питания», «Правила семейного общения»;

– викторины: «Вредно – полезно», «Красота – здоровье», «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»;

–спортивные праздники и спортландии;

– конкурсы: «Самая здоровая группа», «Лучшая организация профилактической работы в группе»;

– книжные выставки: «Твое здоровье, человек!», «Здоровье и профессия», «Проблемы века: курение, пьянство, наркомания», «Осторожно: зона риска!», «Алкоголь – основной враг человека»;

– тематические вечера: «Мы выбираем жизнь», «НЕТ наркотикам!!», «Час здоровья глазами молодежи»;

– спортивно-развлекательные программы, дискотеки: «Здоровым быть модно!», «Твоя жизнь – выбирай!», «Мода на здоровье», «Планета здоровья»;

– акции: «Сохраним здоровье с молодости», «Пока не поздно – остановись!», «Мы любим спорт», «Суд над вредными привычками», «Мы выбираем здоровое питание», «Твое свободное время»;

– тренинги: «Как управлять собой», «Посеешь привычку – пожнешь характер. Как сформировать полезные привычки», «Барьеры общения: учимся разрешать конфликты», «Я и мои чувства», «Способы управления стрессом», «Я выбираю жизнь и здоровье»;

– дискуссии: «Сигарета: за и против», «Питание и здоровье», «Профилактика курения и формирование здорового образа жизни»;

– волонтерские проекты: «Развитие волонтерского движения», «Скажи курению – нет».

6. Воспитание правовой культуры,

ценностного отношения к социуму, коллективу

1. Аналитическая деятельность:

– анализ уровня знания законов Республики Беларусь;

– анализ выполнения обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования, анализ посещаемости учебных занятий;

– анализ динамики количества преступлений и правонарушений среди обучающихся;

– оценка психологического климата в учебной группе, анализ направленности референтных групп;

– анализ отношения к овладению профессией обучающихся, состоящих на учете в ИДН и внутреннем контроле;

– анализ причин девиантного поведения обучающихся.

2. Внеучебная деятельность:

– решение задач преодоления трудновоспитуемости, формирования положительных качеств и самосовершенствования личности;

– организация полезной занятости обучающихся учебной группы во внеучебное время;

– проведение информационных и воспитательных часов, направленных на формирование правовой культуры, профилактику противоправное поведения обучающихся;

– организация взаимодействия с социально-педагогической и психологической службой, организациями здравоохранения, инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике противоправного поведения;

– проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися девиантного поведения;

– проведение работы по нейтрализации влияния неформальных лидеров в коллективе обучающихся;

– проведение информационных часов и воспитательных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры, профилактику противоправного поведения обучающихся;

– создание ситуации успеха для обучающихся.

3. Методическая деятельность:

– участие в педагогических консилиумах по определению подходов к работе с учащимся;

– изучение инновационных технологий воспитательной работы по профилактике противоправного поведения обучающихся;

– участие в работе методических объединений, семинаров, виртуаль­ных круглых столов, выставок методической литературы и педагоги­ческого опыта по проблемам воспитания правовой культуры, профилакти­ке противоправного поведения обучающихся.

Примерные формы воспитания

– методики диагностики: «Климат», «Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению», «Диагностика “помех” в установлении эмоциональных контактов», «Исследование самоотношения» (МИС); «Как вести себя в конфликтной ситуации»;

– воспитательные и тематические часы: «Закон и ответственность», «Каждый правый имеет право», «Что мы знаем о правах ребенка», «Правовые отношения в ученическом коллективе», «Непростой возраст», «Добро и зло. Причины наших поступков», «Задержан милицией – как себя вести?»;

– игры для учащихся: «Знаешь ли ты закон?», «Твои права, выпускник»;

– участие в Интернет-конференциях: «Заложники или победители. Вредные привычки: мифы о пользе и истина угрозы», «Нечем заняться? Обращайтесь к нам!»;

– правовой ликбез «Кто может защитить ваши права?», «Как защитить свои права?»;

– круглые столы, дискуссии, диспуты: «Закон и совесть», «Зона. Осторожно – дети», «Мое письмо – моя тайна», «Смертная казнь: за и против?», «Преступность – это проблема вечная?», «Если свободу и человека разделяет решетка», «По закону или по совести?»;

– устный журнал «Чти закон»;

– интеллектуальные ток-шоу: «Правовые дебаты», «Сотвори себя сам», «Прими решение с открытыми глазами»;

– беседы по правовым проблемам: «Диалог личности и общества», «Свобода – религия современности», «Жить без проступков и нарушений», «Шалость, проступок, преступление: где граница?», «По ту сторону улицы», «Гражданин и общество», «Мое право на образование», «Насилие над ребенком: где искать защиты?», «Откуда берет начало дорога к преступлению?»;

– тренинги по формированию навыков безопасного поведения («Как поступить?»). Решение проблемных задач правовой ориентации; деловые игры: «Я поступаю на работу», «На приеме у юриста», «Приватное пространство», «Терроризм – угроза человечеству», «Подросток и живое право», «Законы нашей страны – наши законы»;

– проведение декад правовых знаний: «Я и мое право жить достойно!», «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»;

– работа спортивных секций, проведение спортивных соревнований физкультурно-спортивных праздников, слетов, фестивалей, дней, недель и месячников физической культуры и спорта, туристических слетов, спортивных праздников под девизом «Спорт против наркотиков», «Умей сказать “нет!”»;

– работа кружков и клубов: «Подросток и закон», «Закон и я», «Право и закон», «Право и нравственность», «Клуб знатоков права», «Школа правовых знаний».

7. Воспитание культуры общения и речевого поведения

1. Аналитическая деятельность:

– изучение личностных качеств учащихся, инициирование учебно-профессиональной взаимопомощи среди учащихся в учебной группе;

– изучение особенностей общения учащихся в группе в процессе посещения учебных занятий и внеучебных мероприятий;

– анализ общественной активности учащихся;

– анализ деятельности органов самоуправления в учебной группе;

– анализ и преодоление конфликтных ситуаций и поведения в них учащихся, педагогов, родителей.

2. Внеучебная деятельность:

– расширение кругозора, профессиональных, этических потребностей интересов учащихся посредством воспитательных мероприятий (экскурсии в музеи, посещение выставок, кинотеатров, спектаклей, поездки в различные города, турпоходы);

– содействие разностороннему развитию учащихся, поощрение интереса к нравственно-этической сфере жизнедеятельности человека. Создание условий для проявления учащимися собственных умений, способностей, талантов в ходе воспитательных мероприятий;

– педагогическая помощь в нравственно-этическом самовоспитании учащихся, в овладении приемами межличностного общения;

– вовлечение учащихся в кружки художественной самодеятельности, творческие профессиональные объединения, клубы по интересам, работа литературной гостиной;

– проведение читательских конференций, тематических вечеров, обзоров новинок художественной литературы;

– участие в смотрах-конкурсах творческих работ;

– формирование культуры межличностного общения учащихся по средствам вовлечения в работу клубов, центров, проведения деловых игр, тренингов;

– содействие формированию учебной группы как коллектива посред­ством организации общих дел, сотрудничества с другими группами в рам­ках учебного заведения;

– активизация коллективной досуговой деятельности учебной группы;

– профилактика нарушений стиля общения (беседы, воспитательные часы);

– формирование традиций учебной группы, учебного заведения.

3. Методическая деятельность:

– разработка сценариев воспитательных мероприятий по формирова­нию нравственно-этической культуры учащихся, развитию способностей в общении;

– повышение квалификации, участие в работе методических объеди­нений, конкурсах, обмене опытом;

– подготовка методических разработок по проблемам межлично­стного общения учащихся.

Примерные формы воспитания

– методики диагностики: ориентационная анкета «Выявление направленности личности», анкета для изучения микроклимата «Выявление мотивов участия учащихся в делах группы», определение общего уровня общительности, КОС, «Наша группа», «Что я думаю о себе», «Социометрия», «Референтометрия», «Мишень», изучение сплоченности коллектива (Р.С.Немов), межличностных отношений (Т.Лири), групповая оценка личности;

– адаптационный тренинг, социально-психологический тренинг общения, деловая игра «Я – учащийся, я – специалист»;

– дискуссии: «Человек и его мораль», «Твое свободное время», «Принципы жизни», «За чистоту речи»;

– ток-шоу: «Мы и культура», «Принципы жизни», «Мат – не наш формат», «Духовность – это...»;

– воспитательные часы: «Культурный человек в конфликтной ситуации», «Прекрасен свет от доброты»;

– устные журналы: «Твои возможности в общении», «Гармония и деловые отношения»;

– деловые и ролевые игры: «Потерпевшие кораблекрушение», «Таможня», «Штирлиц», «Подарки», «Ответь за другого», «Видеостудия».

– деловые и ролевые игры: «Потерпевшие кораблекрушение», «Таможня», «Штирлиц», «Подарки», «Ответь за другого», «Видеостудия»;

– создание группового фотоальбома «Наша группа», уголка «Наша группа» (грамоты, призы, фотографии);

– беседы: «Язык жестов», «Культура межличностного общения», «Пути разрешения конфликтов», «Этика и психология деловых отношений» «Мое место в коллективе»;

– дискуссионные клубы: «Конфликты в нашей жизни». «Развитие навыков эффективного слушания», «Личность в организованном коллективе»;

– клубы общения: «Зеркало», «Спадчына», «Дизайнер», «Клуб интересных встреч», «Клуб журналистов»;

– лекции-рассуждения: «Этика общения в коллективе», «Современная молодежь, какая она?»;

– воспитательные часы: «Взаимопонимание: что в основе?». «Я + Я – это мы».

8.Воспитание ценностного отношения

к природным ресурсам

1. Аналитическая деятельность:

– педагогическая диагностика ценностного отношения обучающихся к природным ресурсам, экологической культуры.

2. Внеучебная деятельность:

– совершенствование энерго- и ресурсосбережения в учебно-воспитательном процессе;

– взаимодействие с преподавателями с целью использования потенциала учебных дисциплин для формирования ценностного отношения учащихся к природным ресурсам;

– внесение предложений при разработке программ работы кружков, студий, клубов экологической, природоохранной и сберегающей направленности;

– формирование у обучающихся умения использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении;

– организация практической деятельности обучающихся по охране, защите и улучшению природного окружения;

– проведение воспитательных часов по экологической тематике о ценностном отношении к природным ресурсам;

– организация практической деятельности обучающихся по охране природы, экономному использованию природных ресурсов, энергосбережению;

– изучение и оценка обучающимися экологического состояния местности (экологический мониторинг).

3.Методическая деятельность:

– участие в работе над созданием банка методических материалов по проблемам формирования ценностного отношения обучающихся к природ­ным ресурсам, уровня экологической культуры;

– изучение и использование методической и научной литературы по экологической тематике ценностного отношения к природным ресурсам;

– участие в семинарах и конференциях, подготовка материалов для педагогических чтений по экологической тематике.

Примерные формы воспитания

– Методики диагностики: «Мое отношение к природе», «Доминанта», «Альтернатива»;

– информационные и воспитательные часы на темы: «Экология и современность», «Человек и биосфера», «Необходимость развития атомной энергетики в Беларуси», «Окружающая среда и здоровье человека», «Природные ресурсы – национальное богатство»;

– дискуссия «Что я могу сделать для сохранения природных ресурсов Земли?»;

– творческий экологический конкурс «Природа и фантазия», студия «Фитодизайн», фотовернисаж «В объективе – Земля»;

– турнир знатоков «Вопросы задает природа»;

– игры-викторины, игры-путешествия: «Хранители озер», «Вопросы задает природа», «Экологические заповедники»;

– конкурс видеороликов, презентаций, хроникальных фильмов об окружающей среде: «Экология и здоровье», «Экология и мы». «Задумайся, что ты оставишь на Земле?» экологических проектов «Экономично – экологично», дизайн-проектов по улучшению окружающей среды «Как прекрасен мир»;

– работа волонтерских отрядов: «Альтруист», «Эколог», «Зеленые», «Спасатели» по уборке, озеленению и благоустройству территории;

– операции: «Зеленая волна», «Чистый мир», «Сделаем планету чище!»;

– акции: «Миллиард деревьев» (высадка деревьев), «Сохраним лес»;

– семинары на темы: «Экология без границ», «Учение о законах природы», «Защитим природу и Землю от себя и для себя»;

– интеллектуальные марафоны: «Земля – наш дом», «Электросбережение»;

– конференции: «Масштабы воздействия человека на природу и ресурсы», «Роль окружающей среды в жизнедеятельности человека»;

– шоу-программы: «Экологи правят бал», «Мы за чистоту природы!»;

– оформление композиций: «Зимний сад», «Зеленый уголок», «Озеро надежды»;

– операции: «Зеленая волна», «Голубой патруль»;

– дни энергосбережения, экономии, здоровья и красоты;

– выпуск экологических журналов, бюллетеней: «Природа и молодежь», «Музей природы», «Молодежь и агротуризм», «Экологическая разведка», «Фото обвиняет...», «Экологическая облава», «Экологические перемены», «Природа плачет», «Природа-чудесница», «Экологическая тропа»;

– конкурсы: «Весенний первоцвет», «Зимний букет», «Прощальные краски осени», «Летний калейдоскоп».

9.Воспитание ценностей семьи

и гендерное развитие

1. Аналитическая деятельность:

– изучение семей учащихся с использованием массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы (наблюдение, беседа, анкетирование, деловая игра, тренинг, анализ рассказов о семье и семейных традициях, посещение на дому и т. д.);

– анализ семейных ценностей и установок учащихся на семейную жизнь.

2. Внеучебная деятельность:

– использование профессионального и творческого потенциала родителей при организации воспитательных мероприятий;

– укрепление внутрисемейных отношений, связь семьи с учебным заведением посредством проведения мероприятий с совместным участием учащихся и их родителей;

– осуществление шефства над неблагополучными семьями, учащимися, имеющими проблемы в личностном развитии;

– привлечение родителей для воспитательно-профилактической работы с группой (особенно с учащимися группы риска);

– осуществление индивидуальной работы по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении;

– подготовка учащихся-сирот к самостоятельной жизни и трутовой деятельности для успешной социализации;

– организация воспитательных мероприятий по формированию ценностей семьи, личностных качеств, определяющих устойчивость брачно-семейных отношений;

– гендерное развитие молодежи и организация практики гендерного взаимодействия.

3. Методическая деятельность:

– организация различных форм педагогического просвещения родителей, обмена воспитательным опытом (практикумы, семинары, тематические лекции, социально-психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации);

– подбор материалов и рекомендаций для педагогов и родителей по формированию культуры семейных отношений.

Примерные формы воспитания

– методики изучения интересов, микроклимата семейных отношений, выявление воспитательного потенциала семьи: «Моя родословная», «Экс­цесс-диагностика уровня самооценки», «Взаимоотношения в семье», «Определение психологической атмосферы в семье», «Определение готовности к семейной жизни»; оценка готовности к семейной жизни (модифицированный опросник И.Ф. Юнда), методика незаконченных предложений;

– обследование жилищно-бытовых условий в соответствии с актом обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего учащегося;

– групповые консультации: «Об одиночестве в семье», «Поощрения и оказания в семье», «Проявление любви. Способы общения и разрешения конфликтов»;

– деловые и ролевые игры: «Взаимопонимание. На чем оно основано»; «Функции членов семьи», «Я и моя будущая семья»;

– цикл воспитательных часов в виде дискуссий и ролевых игр: «Твоя роль в семье», «Мой вклад в семейный бюджет», «Моя семья в XXI веке», «Отцы и дети», «Конфликты в семье»;

– диспуты: «Познай самого себя». «Милосердие – качество человече­ской души», «Какая ты – современная девушка?», «Ранняя беременность»;

– беседы с родителями: «Воспитание трудолюбия в семье», «Роль семьи в процессе социализации подростка», «Распределение трудовых обязанностей в семье»;

– выступление перед учащимися супружеских пар, отпраздновавших «серебряные» и «золотые» юбилеи совместной жизни; встречи с молодыми супругами – бывшими учащимися учебного заведения;

– совместные читательские конференции: «Родительский дом – начало начал», «Личность и самовоспитание», «Культура общения», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», «Любовь как высшее человеческое чувство», «Познай самого себя». «Торговля людьми: сексуальная, трудовая и другие формы эксплуатации»;

– беседы за «круглым столом»: «Семейные традиции и их воспитательная роль», «Семья. Законы ее сохранения», «Портрет современной семьи»;

– информационные часы: «Защита прав молодой семьи». «Семейное право»;

– правовой брифинг «Проблемы брака и семьи»;

– родительский клуб: «Основы семейного мира», «Школа семейной культуры»;

– проблемные мастерские: «Кризис семьи: есть ли он и как проявляется?», «Проблемы отцов и детей», «Искусство жить в семье»;

– конкурс плакатов, стенных газет: «Семейные увлечения», «Будущее семьи», «Три поколения в одной семье»;

– кино- и видеолектории: «О вас и для вас, родители», «Нет насилию в семье!».

10. Воспитание профессионально значимых качеств

будущих рабочих и специалистов

1. Аналитическая деятельность:

– изучение уровня сформированности профессионально значимых качеств, отвечающих требованиям данной профессиональной деятельности и являющихся условием ее успешного выполнения;

– изучение мотивации к профессиональной деятельности.

2. Внеучебная деятельность:

– углубленная профессиональная ориентация первокурсников;

– организация профессиональной адаптации (определяется уровнем овладения профессиональными качествами личности, устойчивым положительным отношением к избранной профессии и осуществляется путем проведения ознакомительных экскурсий по мастерским и учебным кабинетам учебного заведения, на предприятия данного района, на непосредственное рабочее место по данной профессии и т. д.);

– помощь учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности;

– обеспечение учащихся необходимой информацией о требованиях, предъявляемых к профессии, о профессиональных возможностях в выбранных областях;

– взаимодействие с преподавателями спецдисциплин, общепрофессиональных дисциплин, консультирование по организации современных форм учебной работы (воспитательный потенциал урока), направленное на эффективное освоение учащимися профессиональных знаний, умений;

– установка на выявление профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессиональным мастерством;

– организация работы клуба деловых игр «Профессионал»;

– вовлечение учащихся в работу кружков профессиональной направленности;

– организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами – бывшими выпускниками;

– конкурс презентаций по специальности, по отдельным учебным дисциплинам;

– экскурсии на производство;

– организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности;

– проведение родительских собраний;

– организация и проведение интеллектуальных, познавательных, развлекательных игр, конкурсов;

– посещение республиканских и международных выставок в области современной техники, оборудования, производственных технологии и приемов труда в профильной профессиональной деятельности и т.д.;

– тематические вечера;

– организация и проведение воспитательных мероприятий.

3.Методическая деятельность:

– изучение и внедрение в практическую деятельность новых педагогических технологий по вопросам формирования профессиональной направленности и мотивации к профессиональной деятельности;

– организация проектной деятельности с целью разработки модели личности будущего специалиста;

– разработка и внедрение инновационных технологий в воспитатель­ную деятельность в области профессиональной подготовки специалистов.

Примерные формы воспитания

– диагностика уровня сформированности профессионально значимых качеств, отвечающих требованиям данной профессиональной деятельности: «Выявление и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «Человек – техника», «Воля и внимание», тест «Способность переключать внимание», опросник профессиональной готовности);

– изучение способностей и черт характера учащихся, их сравнение с эталонными требованиями профессий (методика Е.А. Климова «Карта интересов», опросник «Изучение мотивационно-потребностной сферы личности», «Диагностика профессиональной направленности личности» Дж. Голланда, методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник», тесты «Устойчивость внимания», «Умеете ли вы работать быстро и внимательно», опросник профессиональной готовности (ОПГ)):

– изучение вектора профессиональной направленности специалиста (методика «Мотивы выбора профессии»);

– смотры профессиональных знаний, слетов отличников учебы, конкурсы профессионального мастерства;

– организация творческих проектов: «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха»;

– организация вечеров для первокурсников «Посвящение в профессию»;

– организация и проведение акций, встреч с выпускниками (профессиональные гостиные «Кто они, наши выпускники?»);

– конкурс презентаций: «Моя специальность», «Ступени роста» (по отдельным учебным дисциплинам);

– проведение родительских собраний: «Взгляд в будущее», «Спо­собности = биологические задатки + труд» и др.;

– интеллектуальные, познавательные, развлекательные игры, конкурсы: викторина «Я б в строители пошел...», интеллектуальный калейдоскоп «Пропуск в профессию», ток-шоу «Я – профессионал», «Будущее моей профессии», «Бизнесмен хорошо, а каменщик лучше», ролевая игра «Собеседование при приеме на работу»;

– тематические вечера: «Зову в свою профессию», «Формула профессии»;

– проект «Школа профессионала».

11.Развитие профессиональной мобильности

и ключевых компетенций учащихся

1. Аналитическая деятельность:

– выявление уровня сформированности общепрофессиональных знаний, умений и навыков, качеств личности, необходимых для выполнения работы по определенной группе профессий ключевых квалификаций;

– анализ профессиональной направленности посредством посещения куратором учебных занятий, проведения анкетирования и опросов.

2.Внеучебная деятельность:

– ознакомление учащихся с публикациями в средствах массовой информации, касающимися изучаемой профессии;

– ознакомление учащихся со спецификой профессиональностей деятельности, с технологией производства современной техникой, с требованиями рынка труда;

– формирование умений и навыков работы в условиях различных форм организации труда (экскурсии на базовые предприятия, в мастерские в учебном заведении, на выставки достижений народного хозяйства и т. д.);

– обеспечение согласованности интересов работодателя и общества в изменяющихся социально-экономических условиях;

– содействие учащимся в получении дополнительных специальностей в соответствии с запросами рынка труда, уровнем развития отраслей эко­номики и социальной сферы в республике (организация курсов вторичной занятости: изучение иностранных языков, компьютера, получение води­тельских прав, обучение на курсах кройки и шитья и т. д.);

– создание условий для обеспечения выполнения учащимися правил внутреннего распорядка, развития организованности, ответственности, надежности, пунктуальности, дисциплинированности;

– вовлечение учащихся в работу кружка по развитию профессио­нальной мобильности и ключевых квалификаций будущих специалистов;

– проведение родительских собраний;

– организация и проведение интеллектуальных, деловых, познаватель­ных, развлекательных игр;

– организация и проведение конкурса профессионального мастерства «Лучшие по профессии» и т. д.;

– организация и проведение профессиональных гостиных: обмен мнениями о проблемах развития способности к самостоятельному принятию решений, планированию сложных технологических процессов; развития креативности, прогностических и коммуникативных умений и навыков; способности к совместному труду и сотрудничеству; формирования надежности, работоспособности, ответственности и др.;

– экономическое воспитание учащихся в конкретных реальных условиях;

– посещение республиканских и международных выставок современной техники, оборудования, производственных технологий и приемов труда в профильной профессиональной деятельности и т. д.

3.Методическая деятельность:

– оказание консультативной помощи преподавателям в развитии профессиональной мобильности и ключевых квалификаций будущих специалистов;

– участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах по вопросам разработки психологической модели профессиональной личности, развития ее ключевых квалификаций;

– участие в разработке рабочей учебно-программной документации и ее корректировке в соответствии с изменениями в содержании (форм, методов, приемов) профессионального обучения и воспитания;

– организация наставничества;

– разработка методических рекомендаций с использованием современных форм воспитательной работы для развития профессиональной мобильности и ключевых квалификаций, способствующих конкурентоспособности будущего специалиста;

– составление картотеки методических разработок по развитию целеустремленности и креативного стиля мышления, ответственности, стремления к повышению профессионального мастерства, способностей организовывать и планировать свою будущую профессиональную деятельность умения занимать активную социокультурную позицию и быстро обновлять и пополнять знания по выбранной профессии.

Примерные формы воспитания

– Тесты: «Оценка уровня конкурентоспособности личности», «Способность самоуправления», «Социально-психологическая адаптация» «Стремление к успеху или страх неудачи в поиске новой работы», «Определение степени мотивации личности к успеху в работе», «Боитесь ли вы ответственности?», «Методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению» К. Томаса; анкеты: «Оценка профессиональной направленности личности», «Отношение к профессии»; опросники: «Цель – Средство – Результат» (ЦСР), «Потребность достижения успеха», «Стиль саморегуляции поведения», «Опросник личной склонности к творчеству» Г. Дэвича;

– открытый микрофон «Мобильный человек – это...», «Быть надеж­ным – это значит...»);

– круглые столы: «Что делать, если ты – безработный?», «Как принять решение в меняющихся условиях производства?», «Профессиональная пригодность – основа успешной трудовой адаптации молодых специали­стов», «Мое профессиональное будущее», «Мой профессиональный рост»;

– дискуссионные качели: «Моя профессия нужна людям?», «Кому грозит безработица?»;

– беседа «Секреты освоения профессий»;

– музыкальный калейдоскоп «Моя профессия – вчера, сегодня, завтра»;

– деловой спор «Кто хочет, тот и умеет»;

– родительские собрания: «Между прошлым и будущим», «Современ­ный рынок труда: предъявление требований к работнику и его профес­сиональному опыту»;

– шоу-программа «Профессионалы правят бал»;

– конкурсы профессионального мастерства: «Как стать конкуренто­способным работником», «Через тернии к звездам»;

– сочинения-размышления: «Мои профессиональные перспективы», «Лучшие по профессии» и т. д.;

– ролевые и деловые игры: «А если безработица?», «Я – профессио­нал», «Современный рынок», «Сортировка», «Цели», «Сердце группы», «Кораблекрушение», «Прошлые успехи», «Учимся делать выбор», «Я – ответственный»;

– открытая кафедра «Формула удачного выбора профессии» и др.;

– педагогический матч «Воспитание конкурентоспособного специа­листа: за и против».

12.Воспитание культуры труда будущих рабочих и специалистов

1. Аналитическая деятельность:

– анализ уровня сформированности качеств личности (ответствен­ность, организованность, стремление быстро и качественно выполнять по­рученное дело);

– выявление профессиональных интересов и склонностей посредством педагогических наблюдений;

2.Внеучебная деятельность:

– включение обучающихся в разнообразные виды коллективного общественно полезного и производительного труда;

– организация профессиональной адаптации;

– взаимодействие с преподавателями спеидисциплин, общепрофессиональных дисциплин, направленное на эффективное освоение учащимися профессиональных знаний, умений, расширение кругозора, воспитание культуры будущего рабочего и специалиста;

– формирование трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда;

– ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности, с технологией производства, современной техникой для формирования умений и навыков работы в условиях различных форм организации труда (экскурсии на базовые предприятия, в мастерские в учебном заведении, на выставки достижений народного хозяйства и т.д.);

– организация участия обучающихся в производительном труде ученических производственных бригад, учебно-производственных мастерских, кооперативных объединений и подрядных бригад;

вовлечение учащихся в работу кружков профессиональной и эстетической направленности;

– стимулирование чувства такта, уважительного отношения к людям, развитие кругозора, эстетической и духовной культуры будущего рабочего и специалиста;

– создание условий для воспитания эстетической, политически культуры, культуры поведения в обществе, культуры труда будущего рабочего и специалиста;

– привлечение учащихся к оборудованию кабинетов, лабораторий спортивных городков, общежитий как способ воспитания культуры труда будущего рабочего и специалиста;

– организация шефской помощи ветеранам базового предприятия;

– проведение родительских собраний;

– организация устных журналов;

– организация и проведение конкурсов профессионального мастер­ства, творческих конкурсов;

– посещение республиканских и международных выставок современ­ной техники, оборудования, производственных технологий и приемов тру­да в профильной профессиональной деятельности и т. д.;

– посещение музеев;

– экскурсии по родному краю;

– конкурсы, викторины по дисциплинам;

– создание творческих проектов;

– диспуты, беседы;

– конференции;

– интеллектуальные марафоны, ринги, бои, дебаты;

– организация и проведение профессиональных декад; проведение дня профессионального работника;

– проведение ролевых, деловых, имитационных игр для активизации самосознания учащихся как субъектов труда;

– воспитание культуры труда будущего рабочего и специалистов конкретных реальных мероприятиях: тематические КВН, конкурсы, викторины, шоу-программы;

3. Методическая деятельность:

– участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т. д. по вопросам воспитания культуры труда;

– составление картотеки методических разработок внеучебных форм работы;

– разработка методических рекомендаций по воспитанию культуры труда будущего рабочего и специалиста с использованием современных форм работы;

– участие в разработке рабочей учебно-программной документации и ее корректировке в соответствии с изменениями в содержании про­фессионального обучения и воспитания;

– совершенствование методического обеспечения производственного обучения.

Примерные формы воспитания

– Методики диагностики: «Факторы успеха на новой работе», «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе», «Авторитет работника в коллективе», «Какой вы коллега?», «Обладаете ли вы чувством времени?», «Умение использовать рабочее и личное время», «Насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?», «Оценка эффективности планирования труда и отдыха», «Умение излагать свои мысли», «Соблюдение этикета и формирование имиджа в процессе телефонных переговоров», «Обаятельны ли вы?», «Умеете ли вы контролировать самого себя?», «Самооценка делового общения», «Какой ваш внутренний ориентир в работе?», «Умеете ли вы управлять эмоциями?», «Умение преодолевать стрессовые ситуации». «Как вы беспокоитесь о своем здоровье», «Эмоционально-волевые резервы работоспособности»;

– проведение адаптационных тренингов по развитию потребностей в профессиональных достижениях, тренингов профессионального и личностного роста;

– деловые игры: «Я – профессионал», «Я ищу работу», «Выбирая профессию, выбираю будущее», «Агентство «Молодой специалист»», «Стиль работы», «Мой труд – моя визитная карточка»; ролевые игры «Рабочая этика», «Юный профессионал», «В профессию через творчество»;

– сочинение-размышление «Профессия и социальный статус личности»;

– вечера для первокурсников «Посвящение в профессию»;

– вечера различных специальностей «Гордись своей профессией»;

– педагогические консилиумы: «Профессиональный труд как способ самовыражения», «Профессия и социальный статус личности»;

– конкурсы социальных видеороликов: «Рабочий человек – это звучит гордо»; профессионального мастерства: «Мой труд вливается в труд моей страны», «Лучший по профессии», «Я – будущее страны», «Культурные традиции моей профессии»;

– заседания поэтического клуба «Талант – это труд, труд – это счастье»;

– организация и проведение акций, встреч с выпускниками «Мой труд вливается в труд моей республики»;

– профессиональные гостиные: «Культура труда на рабочем месте», «Культура взаимоотношений»;

– устные журналы: «Что включает в себя понятие “культурный человек”», «Эстетика труда»;

– тематический КВН, шоу-программа «Красота профессии»;

– вечер знакомств «Твоя учебная группа – твой первый трудовой коллектив»;

– деловой спор «Трудовая культура – абстрактное или конкретное понятие?»;

– открытый микрофон: «Влияние культуры быта на культуру труда». «Культура и труд рядом идут»;

– педсовет «Культура труда – культура организации производства и взаимоотношений».

13.Развитие предприимчивости

и творчества в профессиональной деятельности

1.Аналитическая деятельность:

– анализ изучения учащимися вопросов предпринимательства в рамках экономических дисциплин;

– выявление профессиональных интересов и предпринимательских качеств в специальных микроситуациях учебной и внеучебной деятельности;

– наблюдение, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности.

2.Внеучебная деятельность:

– использование активных форм обучения, моделирование нестандартных ситуаций на уроках спецдисциплин, в процессе производственного обучения;

– создание педагогических ситуаций творческого освоения профессий, развития предприимчивости в профессиональной деятельности;

– организация встреч с интересными и успешными людьми (лучшими по профессии, предпринимателями, творческими педагогами учебного заведения и т.д.);

– подготовка и проведение конкурсов художественного и технического творчества группы, индивидуальных выставок учащихся, организация участия учащихся в конкурсах художественного и технического творчества учебного заведения, города, республики;

– посещение выставок, ярмарок, музеев, театров;

– посещение республиканских и международных выставок совре­менной техники, оборудования, производственных технологий и приемов труда в профессиональной деятельности;

– дискуссионные методы, направленные на развитие мотивации творческо-созидательной и профессиональной деятельности;

– экономическое воспитание учащихся в условиях, приближенных к реальности;

– привлечение учащихся к созданию творческих проектов в учебной и внеучебной деятельности (наглядные пособия, систематизированная тематическая подборка задач, методические рекомендации по использованию того или иного метода, стенды, стенные газеты и т.д.);

– привлечение к участию в республиканском фестивале-конкурсе по экономике и предпринимательству среди учащихся «Лестница успеха»;

– содействие формированию творческого потенциала, творческого мышления и воображения учащихся;

– оказание консультативной помощи родителям по развитию индивидуальных способностей учащихся;

– проведение родительских собраний.

3. Методическая деятельность:

– участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т. д.;

– создание картотеки методических разработок внеучебных форм работы, направленных на раскрытие предпринимательского и творческого потенциала учащихся (сценарии кураторских часов по развитию предпри­имчивости и творческих способностей учащихся, сценарии КВН, круглого стола).

Примерные формы воспитания

– Методики диагностики сформированности предприимчивости, дело­вых и морально-нравственных качеств: диагностика профессиональной направленности личности Дж. Голланда, «Мотивация к успеху и избе­ганию неудач» Т. Элерса, «Готовность к риску», «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС), опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова, «Определение направленности личности» Б. Басса, «Ценностные ориентации» М. Рокича; тесты: «Как определить ваши жиз­ненные цели?», «Целеустремленный ли вы человек?», «Упорство в дости­жении цели», «Поиск путей того, как стать миллионером», «Определение степени мотивации личности к успеху в работе», «Каков ваш потенциал в принятии нестандартных решений?», «Какова ваша степень уверенности в себе?»;

изучение уровня развития творческого потенциала учащихся: диаг­ностика невербальной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности С. Медника, модифицированные креативные тесты Вильям­са, пакет тестов «Творческое мышление»;

– изучение уровня творческой активности, способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро разрешать проблемные ситуации;

– клуб «Познай себя», ремесленно-творческие клубы: «Золотые руки», «Просто сделай», «Формула рукоделия»;

– деловые игры: «Проблема», «Кадровый вопрос», «В мире фирм», «Разработка и защита проекта»;

– организационно-деятельностные игры: «Робинзон», «Предприни­матель», «Бизнесмен», «Суд над безработным», «День денег»;

– философские столы: «Труд и творчество», «Счастье и смысл жизни», «Цена и ценность», «Что такое свобода?»;

– диспуты: «Путь, который выбираю я», «Мечты и цели», «Твор­чество в профессии»;

– заочное путешествие «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»;

– создание проблемных ситуаций;

– педсоветы: «Формирование творческого потенциала у учащихся в учебной деятельности», «Работа с одаренными учащимися», «Методы развития творческого потенциала учащихся»;

– родительские собрания: «Таланты и способности есть у каждого», «Работа над развитием способностей».

14.Формирование корпоративной культуры

и имиджа профессии

1. Аналитическая деятельность:

– изучение степени готовности принять заданные нормы поведения и традиции коллектива;

– анализ представлений учащихся об эталоне избранной профессии;

– анализ участия учащихся в мероприятиях профессиональной направленности и выявление степени готовности к самореализации и саморазвитию в процессе осуществления профессионально-трудовой деятельности.

2.Внеучебная деятельность:

– организация работы по подготовке учащейся молодежи к трудовой деятельности, формированию у молодых специалистов мотивации закрепляемости на рабочих местах (гарантированный социальный пакет, возмож­ности карьерного роста и т. д.);

– формирование устойчивой профессиональной направленности каж­дого учащегося;

– оказание помощи учащимся в выборе нравственных ценностей и приоритетов их деловых качеств как факторов успеха;

– организация деловых и ролевых игр;

– подготовка презентаций;

– формирование адекватных представлений об учебной и конструи­руемой профессиональной реальности, о мотивах деятельности, поведения;

– формирование знания требований профессионального имиджа и умения управлять им;

– проведение серии воспитательных мероприятий, направленных на формирование корпоративной культуры;

– издание стенгазеты;

привлечение учащихся к работе творческих объединений, молодеж­ных научных сообществ;

– ознакомление учащихся с деятельностью бизнес-инкубаторов, кото­рые помогают молодежи открыть и развивать свой бизнес, с целью форми­рования активной жизненной позиции учащихся.

3.Методическая деятельность:

– разработка методических рекомендаций по проблеме формирования норм и принципов поведения в профессиональной среде в системе «Человек-общество-труд-производство»;

– создание и внедрение информационных технологий, ориентиро­ванных не только на повышение уровня знаний обучающихся, но и на раз­витие профессионального самосознания у будущих специалистов;

– разработка комплекса профориентационных мероприятий с исполь­зованием интерактивных форм воспитательной работы, направленных на повышение имиджа профессии.

Примерные формы воспитания

– Методики диагностики: «Уровень корпоративной культуры», тест оценки уровня конкурентоспособности личности, «Можете ли вы добиться успеха на новой работе?», «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой; опросники: «Определение психологического климата в организации», «Социально-психологическая профессиональная адаптация», «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе»;

– день открытых дверей с целью-профориентации на рабочие профессии;

– ток-шоу: «Наша рабочая семья», «Трудовые династии», «Секреты освоения профессии»;

– конкурсы самопрезентаций будущих рабочих «Ваш имидж – путь к успеху»;

– выставки творческих рассказов «Зову в свою профессию», рефераты «Новое в моей профессии»;

– деловые и ролевые игры: «Деловые коммуникации: корпоративная вечеринка», «Личность. Карьера. Успех»;

– подготовка презентаций: «Имидж делового мужчины», «Имидж де­ловой женщины», «Дресс-код»;

– защита проектов «Профессиональный имидж: иметь или не иметь?»;

– открытый микрофон: «Деловая культура», «Профессиональная эти­ка», «Культура общения», «Конфликтные ситуации в сфере обслужива­ния», «Вежливость сегодня в моде. Этикет в твоей профессии»;

– издание стенгазет: «Пять правил успеха», «Мир профессии»;

– творческие объединения, молодежные научные сообщества («Профессионал +», «Информ-дайджест»);

– поисковый клуб «Наследие», деловой спор «Кто хочет, тот и умеет»; вечер знакомства «Твоя учебная группа – твой первый трудовой кол­лектив»; ролевая игра «Рабочая этика»; сочинение-размышление «Профес­сия и социальный статус личности»;

– организация тренинговых занятий: «Вежливость + общительность = профессиональный успех», «Коммуникабельность – путь к профессиональ­ному успеху», «Искусство быть красивой на работе и дома»;

– цикл занятий «Азбука профориентации»;

– ситуация-проба «Отношения и поступки в профессии»;

– педагогические гостиные: «Профессионализм = знания + опыт», «Ответственность = воля + доброта», «Общительность = умение сопереживать + уме­ние слушать»;

– родительские собрания: «Между прошлым и будущим», «Трудовые династии», «Развитие способностей».

15.Воспитание культуры досуга

1. Аналитическая деятельность:

– изучение интересов и потребностей учащихся в творческой внеучебной деятельности, организации свободного времени;

– изучение степени участия учащихся учебной группы в кружках, клубах, секциях, объединениях;

– анализ уровня участия в информационных часах, массовых мероприятиях, акциях;

– педагогическое наблюдение;

– экспресс-опросы учащихся, родителей и беседы с ними;

– тестирование, анкетирование, опросы.

2. Внеучебная деятельность:

– вовлечение учащихся в кружки художественной самодеятельности, творческие профессиональные объединения, клубы по интересам, спортив­ные секции, в работу литературной гостиной;

– организация участия учащихся в смотрах-конкурсах творческих ра­бот, выставках профессионального, технического, художественного твор­чества;

– оказание педагогической помощи в работе органов ученического самоуправления, ОО БРСМ;

– организация спектаклей, концертов и других культурно-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов;

– организация встреч учащихся с деятелями культуры, искусства, политическими и общественными деятелями, писателями, представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками;

– расширение кругозора, профессиональных потребностей, интересов учащихся посредством проведения выездных мероприятий (экскурсии в музеи, посещение выставок, кинотеатров, спектаклей, поездки в различные города, турпоходы, походы по местам боевой, трудовой славы);

– взаимодействие с государственными, общественными организа­циями, учреждениями культуры, библиотеками, Интернет-клубами в про­цессе формирования культуры досуга учащихся учебной группы;

– поддержка создания уголков этнического творчества, накопление материала для создания музеев (краеведческих, литературных).

3. Методическая деятельность:

– создание базы данных методических разработок, инновационных технологий и передового педагогического опыта по организации досуго­вой деятельности учащихся;

– разработка сценариев мероприятий, приуроченных к календарным, памятным датам;

– участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т. д.

Примерные формы воспитания

– педагогическое наблюдение и мониторинг участия учащихся в работе клубов, кружков, спортивных секций, объединений по интересам; потребностей учащихся в творческой деятельности, организации свободного времени;

– кружковая работа;

– исследовательская деятельность: клубы «Пульсар», «Пресс-центр», творческое объединение «Чистый мир»;

– выставки работ учащихся;

– участие учащихся в конкурсах художественного и технического творчества, в республиканских молодежных акциях;

– интеллектуальные игры: «Интеллектуальный марафон», «Эрудит»;

– празднование знаменательных дат: День защитника Отечества, День Победы (конкурсы юношей, встречи с воинами-интернационалистами, интеллектуальная игра «По фронтовым дорогам», вечера военной песни), праздники труда (участие в субботниках), День Конституции и т. д.;

– конкурсные программы: «Мисс и мистер колледжа», «Алло, мы ищем таланты!», «А ну-ка, девушки!»;

– воспитательные часы: «Джентльмен-шоу», «Школа хороших ма­нер», «Правила поведения в общественных местах», «Семья, как в ней жить», «Конфликты вокруг нас»;

– проведение виртуальных конкурсов, турниров, путешествий;

– организация пресс-конференций «В безбрежном времени досуга»;

– круглые столы: «Моя будущая профессия на рынке труда», «Мои возможности в профессии»;

– организационно-деятельностные игры: «Фейерверк профессий», «Мое хобби – моя профессия»;

– издание рукописных, устных, электронных журналов, газет.

16.Воспитание культуры общежития

1. Аналитическая деятельность:

– изучение режима, условий быта, материального положения, окру­жения, отношения к учебе, личностных особенностей учащихся, прожи­вающих в общежитии;

– сбор общих данных об учащихся группы (изучение личных дел учащихся, ознакомление с результатами диагностики и т. д.);

– анализ общественной активности учащихся;

– анализ и преодоление конфликтных ситуаций, анализ поведения в них учащихся, педагогов, родителей.

2. Внеучебная деятельность:

– сотрудничество с воспитателем, социальным педагогом и педагогом-психологом (совместные мероприятия, консультации, формирование запросов для социально-педагогической и психологической службы);

– оказание помощи учащимся в организации их подготовки к занятиям;

– оказание педагогической поддержки в адаптации учащихся к усло­виям проживания в общежитии, помощи в организации их быта;

– участие в проведении индивидуальной, профилактической работы с учащимися, составлении ими планов самовоспитания и саморазвития;

– вовлечение учащихся в объединения по интересам, участие в мероприятиях, направленных на повышение их профессионального мастерства;

– взаимодействие с родителями по вопросам дисциплины, организа­ции жизнедеятельности учащихся, проживающих в общежитии.

3. Методическая деятельность:

– планирование индивидуальной работы с учащимися в условиях общежития;

– разработка сценариев мероприятий, направленных на формирование сплоченного коллектива учащихся, проживающих в общежитии;

– участие в методических объединениях кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, воспитателей;

– подготовка и проведение собраний (родительских, группы) совме­стно с воспитателем, кураторских часов по проблемам межличностного общения, культуры быта и т. д.

Примерные формы воспитания

– создание группового фотоальбома «Наше общежитие»;

– сократовские беседы «Зачем человеку совесть?», дискуссионные ка­чели «Цена и ценность», дебаты «Если не я, то кто же?», философский стол «Что нужно для полного счастья?», этические диалоги: «Культурный человек и конфликты», «В человеке все должно быть прекрасно»;

– организация творческих объединений, клубов: «Хозяюшка», «Хозя­ин», «Мастер», кружков: «Рукоделие», «Домашний быт», «Цветоводство», «Сотвори себя сам», «Патриот», «Ровесник», «Отечество», «Погода в доме»;

– проведение санитарных дней, субботников; работа стройотрядов из числа учащихся, проживающих в общежитии;

– трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, волонтерское дви­жение, агитбригады и другие формы коллективных дел, способствующих укреплению материально-технической базы в общежитии;

– смотры-конкурсы на лучшее оформление комнаты, блока, этажа: «А ну-ка, добры молодцы», «Чистюля года», «Мисс Окно» и «Мистер Блок»;

– рейды-проверки санитарного состояния;

– создание совета по дизайну интерьера общежития;

– выпуск «Молнии» с фотографиями, где отмечаются как лучшие комнаты, так и те, которые позорят общежитие;

– мероприятия спортивной, просветительской и природоохранной направленности: спортландии, конкурсы, турпоходы, соревнования, дни спор­та, цикл лекций о вреде курения, закаливание, акции («Зеленая волна»);

– акции, тренинги, фотовыставки, мультимедийные презентации, ви­деофильмы по профилактике ВИЧ/СПИД, наркомании, алкоголизма, таба­кокурения, по пропаганде здорового образа жизни;

– организация творческих объединений, секций по различным видам спорта;

– вечера отдыха «Стартинейджер», дни здоровья «Мы против СПИДа»;

– беседы: «Конфликты в нашей жизни», «Развитие навыков эффек­тивного слушания», «Личность в организованном коллективе», «Как избе­жать конфликта?», «Виды конфликтов и способы их разрешения;

– практикумы и упражнения, направленные на развитие групповой сплоченности: «Реагирование на конфликтное поведение», «Протиски­вание в автобус», «Интервью», «Репортер», «Кодекс группы», «Групповой рисунок несуществующего животного»;

– интеллектуальные, деловые и сюжетно-ролевые игры: «Робинзон», «Словесный волейбол», «Клуб знатоков», «Маскарад», «Подарки», «От­веть за другого», «Видеостудия», «Доброе имя дороже сокровищ мира»;

– радиогазета «Я + Я – это Мы»;

– проведение турниров-состязаний: «Отцы и дети», «Брейн-ринг», КВН; шоу-программ («Я + Ты = Семья»), конкурсов «Алло, мы ищем та­ланты», спортландий;

– концерты-поздравления к праздникам; романтический вечер при све­чах «Музыка и мы», литературная гостиная «Души прекрасные порывы»;

– организация выставок «Семейные реликвии», фотовыставок «Мой край», фестивалей искусств «Звездное небо»;

– тематические вечера именинника, ангела, «Красота спасет мир», «Мода будущего», «Праздничный сюрприз»;

– выставка «Моя родословная», фотовыставка «На лоне природы»;

– групповые экскурсии, походы;

– акция «Милосердие».

17.Воспитание бытовой культуры

1. Аналитическая деятельность:

– изучение режима, условий быта, материального положения, окруже­ния, отношения к учебе, личностных особенностей учащихся;

– изучение личных дел учащихся, ознакомление с результатами диагностики и общественной активности учащихся;

– анализ умения преодолевать конфликтные ситуации.

2. Внеучебная деятельность:

– ознакомление учащихся с традициями учреждения образования;

– содействие адаптации учащихся в новом учебном коллективе;

– оказание помощи учащимся в подготовке к занятиям, в развитии их самостоятельности;

– оказание помощи учащимся в создании органов самоуправления и организации работы секторов, участие в заседаниях органов ученического самоуправления;

– формирование культуры межличностного общения учащихся;

– содействие формированию сплоченного коллектива учащихся; активизация коллективной досуговой деятельности учащихся, проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на повышение гражданского, нравственного, эстетического уровня учащихся;

– профилактика у учащихся нарушений стиля общения (беседы, воспитательные часы);

– оказание педагогической поддержки ученическому самоуправле­нию, деятельности ПО ОО БРСМ;

– вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, секций, объединений по интересам;

– организация работы по формированию навыков здорового образа жизни, активизации спортивно-оздоровительной деятельности учащихся;

– оказание педагогической поддержки по налаживанию межлично­стных контактов учащимся с заниженной самооценкой, испытывающим трудности в общении.

3. Методическая деятельность:

– содействие внедрению в практику передового педагогического опыта;

– участие в работе методических объединений кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения;

– участие в семинарах, практикумах, конференциях по вопросу эффективного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.

Примерные формы воспитания

– методики диагностики морально-психологического климата в учеб­ной группе, общего уровня общительности; методика изучения сплочен­ности коллектива (Р.С.Немов), межличностных отношений (Т.Лири), ана­лиз семейных взаимоотношений (АСВ);

– изучение личных дел и педагогическое наблюдение за взаимоотношениями в ученическом коллективе;

– программы воспитания «Дом, в котором я живу»;

– работа школы ученического самоуправления «Лидер»;

– круглый стол «Органы ученического самоуправления как фактор формирования организаторских способностей будущих специалистов»;

– дискуссии: «Принципы жизни», «Подводные камни общения», «Влияние и противостояние влиянию»;

– тренинги: «Пути разрешения конфликтов», «Этика и психология де­ловых отношений», «Коммуникативная компетентность»;

– дискуссионные качели: «Творцы и потребители», «Зависимые от­ношения и отношения зависимости»; дебаты «Если не я, то кто же?»;

– лекции-рассуждения: «Этика общения в коллективе», «Этика семей­ных отношений»;

– семейные клубы, соииально-психологические гостиные: «Сотвори себя сам», «Отечество», «Погода в доме», «Хозяин», поэтическая гостиная «Проба пера»;

– кружки: «Вдохновение», «Природа и фантазия», «Кройка и шитье», «Хозяюшка», «Мастер – мастеру», «Рукоделие», «Современное моделиро­вание одежды», «Домашний уют», «Цветоводство», «Садовод-любитель», «Народная медицина» и т. д.;

– коллективный показ моделей: «Новогодний калейдоскоп», «Весен­ний променад», «Мистер респект»;

– акции: «Чистый город, улица, дом», «Посади дерево», «Беларусь – это мы», «Огонь рождественской свечи», «Подари радость детям»;

– информационный проект «Реальный взгляд»;

– организация работы ремонтных бригад, трудовых отрядов по ре­монту мебели, благоустройству территории;

– субботники по благоустройству учебных корпусов, наведению по­рядка в общежитиях и на прилегающих к ним территориях;

– конкурсы мультимедийных проектов: «Правила рационального питания», «Не сотвори себе кумира»;

– организация общения в социальных сетях Интернет.


Поиск по сайту

Наши контакты:
Телефон: (232) 75-73-30

ГлавнаяНовостиГостевая книгаКарта сайтаКонтакты

Copyright © УО "Гомельский государственный колледж искусств имени Н.Ф. Соколовского", , Все права защищены




ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS