Музыковедение

          История цикловой комиссии «Музыковедение» началась в 1932 году, когда в Гомельском музыкальном техникуме было образовано теоретическое отделение. С этого момента преподаванию дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов в учебном заведении уделяется особое внимание. Комплексное развитие музыкальных способностей, мышления, навыков, наконец, расширение культурного кругозора – всё это делает подготовку профессиональных музыкантов в Гомельском колледже искусств им. Н. Ф. Соколовского серьёзной и многогранной.

          Первыми преподавателями теоретических дисциплин стали А. Е. Туренков и Г. К. Пукст – в скором времени известные белорусские композиторы, заслуженные деятели искусств БССР. Среди довоенных выпускников техникума – Г. А. Фридкин (заслуженный работник культуры РСФСР, автор и соавтор учебников и пособий по сольфеджио и музыкальной грамоте, выдержавших рекордное количество переизданий, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского) и А. Н. Галкин, начавший после Великой отечественной войны педагогическую деятельность в Гомельском музыкальном училище в качестве преподавателя теоретических дисциплин.

          Теоретическое отделение с дневной формой обучения после некоторого перерыва вновь открылось в 1958 году. Курс музыкальной литературы вела Галина Кулешова, курс теоретических дисциплин – Абрам Галкин. В 1962 году состоялся первый выпуск теоретического отделения (преподаватели: Михаил Першукевич – класс теории музыки, Любовь Гапонова – класс музыкальной литературы). Среди выпускников года – Лариса Вырская и Михаил Тамаркин (впоследствии – преподаватели отделения). В числе выпускников теоретического отделения 1963 года – Раиса Ивановна Сергиенко (доктор искусствоведения, профессор) и Валентина Арсентьевна Дворова (преподаватель, ведущая музыкальных программ Гомельского телевидения в течение ряда лет, руководитель ЦК «Музыковедение» до 2021 года).

          В числе преподавателей цикловой комиссии «Музыковедение» — выпускники Гомельского колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского, окончившие Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского (Белорусская государственная академия музыки): Л. А. Эдешев, Л. С. Вырская, В. Ф. Надточей, Е. Е. Козырева, Н. А. Литвинова, Т. И. Ковалёва, Л. Р. Лафетова, И. Н. Бубликова, С. А. Даниленко, Н. В. Шуман, В. В. Карпенко.

          Некоторые специалисты получили высшее образование в ВУЗах России: З. В. Альшаник (окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского), Г. Г. Осипова – выпускница Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (кандидат искусствоведения, преподаватель колледжа с 1992 по 2012, ныне — доцент кафедры искусствознания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения), Е. С. Левченко (окончила Нижегородскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки), И. С. Глинчикова и М. С. Тимошенко – недавние выпускницы Санкт–Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

          Современный состав цикловой комиссии «Музыковедение» (председатель — Светлана Анатольевна Даниленко) включает 16 преподавателей, среди которых трое представляют белорусскую композиторскую школу: В. Ф. Надточей – обладатель диплома Союза композиторов СССР, председатель клуба самодеятельных композиторов Гомельщины в послевоенный период, А. Н. Гулай и Е. С. Левченко — члены Белорусского союза композиторов.

          Преподаватели цикловой комиссии «Музыковедение» ведут активную работу по оказанию методической помощи в качестве кураторов пяти базовых объединений ДШИ и ДМШИ города Гомеля и Гомельской области. Обязанности руководителей кураторских групп выполняют И. С. Глинчикова, С. А. Даниленко, Е. И. Дробыш-Матлаева, О. И. Полегенько, М. С. Тимошенко, Н. В. Шуман.

          Цикловая комиссия «Музыковедение» Гомельского государственного колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского сегодня – это интеллектуальное и творческое содружество, в работе которого новые достижения музыкальной педагогики и созвучные времени информационные технологии развиваются на благодатной почве преподавательского опыта и традиций.