Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 1 сентября первого урока и мероприятий, посвященных Дню знаний и Дню белорусской письменности

Методические рекомендации

по проведению в учреждениях, реализующих программы профессионально-технического и среднего специального образования,

 первого урока в 2021/2022 учебном году

                                                          

Пад гукамі Гімна

Я моўчкі клянуся

Сапраўдным быць сынам

Маёй Беларусі.

(М. Пазнякоў)

 

          Первый урок, который пройдет 1 сентября 2021 года в учреждениях, реализующих программы профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуется провести по теме «Единство белорусского народа ‑ основа независимой страны», посвященной Году народного единства. Это обусловлено важностью темы единства белорусского народа и значением изучаемого материала для достижения целей гражданского и патриотического воспитания.

          Цель первого урока ‑ создание условий для осознания учащимися своей принадлежности к белорусскому народу, формирование ответственности и готовности действовать во благо своего Отечества, формирование у учащихся чувства гордости за нашу многонациональную страну с крепкими духовными традициями, славной историей, высокими достижениями и победами в разных сферах.

          Первый урок нового учебного года должен максимально раскрыть сплочённость, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства.

          Идейной основой урока являются нравственные ценности белорусов, любовь к Отечеству, сопричастность к истории своей страны, единство белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости, связь поколений, сохранение и популяризация традиций, наследия и исторической памяти белорусского народа.

          На подготовительном этапе к первому уроку можно провести экскурсии, организовать виртуальное путешествие. В учреждениях образования рекомендуется организовать выставки, оформить временные экспозиции, посвященные тематике первого урока.

          При отборе содержания для проведения основного этапа первого урока необходимо обратить внимание на исторические события и национальные традиции, в которых проявляются такие качества характера белорусского народа, как сплочённость, солидарность и взаимопонимание.

          Значимым событием, которое должно найти отражение в содержании первого урока, является 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Рекомендуется на первом уроке осветить роль белорусского народа в Великой Победе, привести примеры мужества и героизма белорусов, сплочения народа в борьбе с общим врагом, подчеркнуть важность сохранения исторической памяти.

          Следует обратить внимание учащихся на то, что указом Главы государства № 206 от 07.06.2021 в Республике Беларусь учрежден государственный праздник – День народного единства, который отмечается 17 сентября. Именно 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, разделенной в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Восстановленное в 1939 году единство территории страны, семей, белорусского народа в целом позволило Беларуси вместе со всем советским народом выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

          Важным аспектом в содержании урока является акцент на понимании значимости единства белорусского народа для достижений нашей страны в различных сферах деятельности. В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя региональный материал.

          В содержании первого урока могут быть отражены основные направления и достижения миролюбивой политики Беларуси, принимаемые государством меры по обеспечению национальной безопасности.

          При проведении урока можно использовать такие формы работы, как  дискуссия, диалоговая площадка, молодежный брифинг, круглый стол, интервью, репортаж, викторина, брейн-ринг, живая газета «Беларусь сегодня», информ-дайджест «Беларусь на карте мира», устный журнал «Народное единство» и др.

          Важно, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы дополняли друг друга. При этом наиболее целесообразным будет выбор преимущественно диалоговых форм взаимодействия.

          При проведении первого урока целесообразно использовать воспитательные возможности музеев учреждений образования. Эффективной формой работы является взаимопосещение музеев учреждений образования, проведение виртуальных экскурсий. Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором должна присутствовать государственная символика, и могут быть представлены следующие элементы: карта Республики Беларусь, иллюстрации и фотографии исторических мест, событий и известных белорусских исторических деятелей и современников, творческие работы учащихся патриотического характера, выставка книг о Беларуси и др.

          В июне 2021 года подведены итоги открытого дистанционного конкурса на лучший символ (логотип) Года народного единства. Логотип-победитель выполнен с использованием элементов белорусского орнамента, преобладает оттенок василька – одного из символов нашей страны. Слоган работы: «Каждый из нас – часть единого целого, одного большого «МЫ» – белорусского народа». Целесообразно использование данного логотипа при проведении первого урока в учреждениях профессионального образования.

 

          Материалы о мероприятиях, посвященных Году народного единства, можно найти на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/homepage/god-narodnaga-adzinstva.html).

          В качестве информационной основы урока также можно использовать:

видеоматериалы «Беларусь помнит», подготовленные Белтелерадиокомпанией (https://www.tvr.by/videogallery/khronikalno-dokumentalnye/belarus-pomnit/aleksandra-andreevna-malyshko/);

материалы проекта Белорусского телеграфного агентства «Традиции суверенной Беларуси» (http://tradicii.belta.by/).

          Приведенные методические материалы по проведению первого урока имеют рекомендательный характер и призваны помочь педагогам в их творческом поиске. В целом содержание первого урока, форма его проведения для каждой  учебной группы определяются индивидуально и зависят, в том числе, от особенностей региона, традиций учреждения образования; технической обеспеченности образовательного процесса.    

          Итогом совместной работы на первом уроке должно стать осознание учащимся связи со своим народом, понимание важности собственной активной гражданской позиции, ощущение личной ответственности за будущее Родины.