Анализ годового плана
Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год. Примерная программа анализа воспитательной работы в учебной группе.
- 1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем году:
- Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
- Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2.Анализ развития учащихся группы:
- Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
- Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
- Уровень знаний, умений и навыков учащихся, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
- Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности группы, колледжа, проявления «новых» потребностей учащихся и т.д.).
- Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
- Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).
- Успехи и достижения учащихся группы, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся.
- Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
- Особенности отношений учащихся с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
- Основные ценностные ориентации учащихся группы, особенности отношения учащихся к людям, к труду, учебе, учреждению образования, учебной группе и т.д.
- Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся группы. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации учащихся?
- Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
- Какую роль в социальном развитии учащихся играет сообщество группы?
- Анализ развития коллектива учебной группы:
- Социально-психологический микроклимат в учебной группе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в группе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к преподавателям и колледжу, доминирующий эмоциональный настрой учащихся, особенности общения в учебном коллективе.
- Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры учебной группы, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность группы, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
- Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении).
- Изменения состава группы, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в коллективе.
- Особенности общественного мнения группы и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение группы?
- Анализ организации и эффективности воспитательной работы в группе:
- Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
- Насколько удачной оказалась последовательность воспитательных мероприятий в прошедшем учебном году?
- Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
- Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению коллектива?
- Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
- Анализ участия учащихся в жизнедеятельности учреждения образования:
- Основные мотивы участия учащихся группы в воспитательных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность учреждения образования, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности колледжа) участия членов коллектива в делах УО.
- Участие учащихся в самоуправлении, организаторской деятельности, работе кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
- Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и с родителями:
- Частота и характер контактов с семьями учащихся.
- Изменение отношения родителей к учреждению образования за учебный год.
- Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность группы (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации дел и мероприятий в группе).
- Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в группе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
- Результативность организации родительских собраний.
- Эффективностъ индивидуальной работы с родителями.
- Особенности взаимодействия с родительским активом.
- Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
- Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов.
- Анализ организации педагогического взаимодействия педагогов, работающих с учащимися:
- С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?
- Кто из взрослых, работавших с учащимися, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?
- В какой мере куратору учебной группы удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся?
- Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
- Выводы:
- об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
- об отрицательных моментах в организации жизни учебной группы и воспитании учащихся;
- о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
- о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
- Приложение к анализу воспитательной работы может содержать следующее:
- Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов и т.д. за прошедший год.
- Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни коллектива.
- Другие аналитические материалы.