Анализ годового плана

Анализ годового плана

 

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год. Примерная программа анализа воспитательной работы в учебной группе.

  1. 1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем году:
  • Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действен­ность идей, которые выдвигались при планировании.
  • Правильность выбора основных направлений, содер­жания, форм и методов работы, средств педагоги­ческого влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2.Анализ развития учащихся группы:

  • Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, ка­кие факторы повлияли на это в большей мере).
  • Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллек­туальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
  • Уровень знаний, умений и навыков учащихся, их успеваемость (желательно сравнить с резуль­татами предыдущих лет).
  • Изменения в мотивационно-потребностной сфере (ди­намика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности группы, колледжа, про­явления «новых» потребностей учащихся и т.д.).
  • Сформированность у учащихся потребности занимать­ся самовоспитанием.
  • Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, уме­ния благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).
  • Успехи и достижения учащихся группы, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления ин­дивидуальных особенностей учащихся.
  • Учащиеся группы риска (их индивидуальные особен­ности, потребности, ведущие мотивы поступков; вли­яние на них ближайшего социального окружения; наи­более действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
  1. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
  • Особенности отношений учащихся с окружа­ющим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учеб­ный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
  • Основные ценностные ориентации учащихся группы, особенности отношения учащихся к людям, к труду, учебе, учреждению образования, учебной группе и т.д.
  • Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся группы. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на про­цесс и результат социализации учащихся?
  • Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, твор­ческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
  • Какую роль в социальном развитии учащихся играет сообщество группы?
  1. Анализ развития коллектива учебной группы:
  • Социально-психологический микроклимат в учебной группе. Ка­кие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравствен­но-психологического климата в группе: характер взаи­моотношений учащихся (тактичность, вежливость, вни­мание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к преподавателям и колледжу, доминирующий эмоциональный настрой учащихся, особенности общения в учебном коллективе.
  • Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры учебной группы, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой дея­тельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность группы, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
  • Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, са­мостоятельность, участие в самоуправлении).
  • Изменения состава группы, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в коллективе.
  • Особенности общественного мнения группы и его вли­яние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение группы?
  1. Анализ организации и эффективности воспитательной работы в группе:
  • Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В ка­ких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
  • Насколько удачной оказалась последовательность воспитательных мероприятий в прошедшем учебном году?
  • Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
  • Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению коллектива?
  • Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наибо­лее положительно повлияли на развитие учащихся?
  1. Анализ участия учащихся в жизнедеятельности учреждения образования:
  • Основные мотивы участия учащихся группы в воспитательных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность учреждения образования, актив­ность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности колледжа) учас­тия членов коллектива в делах УО.
  • Участие учащихся в самоуправле­нии, организаторской деятельности, работе кружков, секций, клубов и других объедине­ний; влияние этой деятельности на воспитание и раз­витие личности учащихся.
  1. Анализ педагогического взаимодействия с семьями уча­щихся и с родителями:
  • Частота и характер контактов с семьями учащихся.
  • Изменение отношения родителей к учреждению образования за учебный год.
  • Влияние родителей учащихся на воспитательную де­ятельность группы (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации дел и мероприятий в группе).
  • Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в группе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
  • Результативность организации родительских собра­ний.
  • Эффективностъ индивидуальной работы с родителями.
  • Особенности взаимодействия с родительским акти­вом.
  • Результаты педагогических наблюдений за воспита­нием в семьях учащихся, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
  • Взаимодействие с «проблемными» семьями, требую­щими особого внимания педагогов.
  1. Анализ организации педагогического взаимодействия педагогов, работающих с учащимися:
  • С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществ­лялось воспитательное взаимодействие?
  • Кто из взрослых, работавших с учащимися, оказывает значительное влияние на воспитание и раз­витие личности учащихся?
  • В какой мере куратору учебной группы удалось орга­низовать взаимодействие педагогов, обучающих и вос­питывающих учащихся?
  • Какие методы педагогического взаимодействия взрос­лых были наиболее эффективными?
  1. Выводы:
  • об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
  • об отрицательных моментах в организации жизни учебной группы и воспитании учащихся;
  • о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
  • о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
  1. Приложение к анализу воспитательной работы может содержать следующее:
  • Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов и т.д. за прошедший год.
  • Сведения о проведении и результатах отдельных ме­роприятий, акций или отдельных периодов жизни коллектива.
  • Другие аналитические материалы.