Инновационные подходы к организации работы с семьями учащихся в учебной группе.

Инновационные подходы к организации работы

с семьями учащихся в учебной группе.

 

Змитрачкова Л.И.- методист отдела методического обеспечения содержания и технологий воспитания Центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО.

 

   Семья – первичный воспитательный коллектив, обладающий необычно широким диапазоном воспитательного воздействия на личность и испытывающий определенное влияние институтов общественного воспитания. В семье начинает складываться жизненный опыт ребенка. Формируются его моральные ценности, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. В семье ребенок оказывается включенным в социальные отношения, которые в дальнейшем будут определять развитие его личности.

   Воспитательную роль семьи трудно переоценить. Однако влияние семьи зависит от ряда данных, характеризующих ее.  Эффективность воспитательного потенциала обусловлена педагогическим, экономическими, демографическими, психологическими факторами объективного и субъективного характера, в числе которых  микросреда и изменения в ней; структура семьи (многоколенная – полная – неполная – многодетная); условия её жизнедеятельности; личностные характеристики родителей; помощь семье со стороны государства в образовании и воспитании детей.

    Современную семью отличает сокращение численности состава, отделение молодых от старшего поколения, ограничение трудового участия детей. Все эти факторы снижают воспитательную роль семьи. Неустойчивость семьи, рост разводов, уменьшение престижа семейных традиций и ценностей также неблагоприятно сказываются на воспитании детей в семье. Вполне естественно, что там, где ослабляется влияние семьи, возрастает роль коллективных форм общественного воспитания. Наиболее полноценное общественное воспитание – это совместное воспитание семьи и учреждения образования. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Члены семьи – первые воспитатели детей в дошкольном, школьном возрасте и остаются ими, когда их дети пойдут учиться в профессионально-технические и средние специальные учреждения образования.  Это требует от учреждений образования оказывать разностороннюю помощь семье в решении воспитательных задач.

    Таким образом, педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности – на уровне учреждения образования. В соответствии с «Национальной программой демографической безопасности на 2007-2010 годы», утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года №135, приоритетным направлением в учреждении образования остается работа по подготовке юношей и девушек к семейной жизни, целенаправленное и систематическое взаимодействие с родителями учащихся. Целями деятельности учреждения образования по педагогическому сопровождению семьи являются: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания учащихся, выработка единого взгляда учреждения образования и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития личности учащихся.

    Основная роль в обеспечении воспитательного процесса в коллективе  группы принадлежит уникальному человеку — куратору группы, мастеру производственного обучения, воспитателю. Как бы он не назывался, он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и  учащимся, юношей (девушкой) в освоении культуры, накопленной человечеством, организатор системы взаимоотношений в коллективе через разнообразные виды воспитывающей деятельности. Поэтому так важно не только осознание им своего собственного опыта, но и понимание новых подходов к организации воспитывающей деятельности.

      Работа куратора целенаправленная, систем­ная, планируемая деятельность, строящаяся на основе програм­мы воспитания всего образовательного учреждения, анализа пре­дыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогичес­ким коллективом и ситуации в учебной группе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог так­же принимает во внимание уровень воспитанности обучающих­ся, социальные и материальные условия их жизни, специфику  семейных обстоятельств.

Кураторы учебных групп, несмотря на реальные трудности социального порядка, все же имеют реальную возможность осуществлять контакт с семьями  учащихся. Важно, чтобы при этом педагоги занимали не внешнюю, критическую позицию по отношению к семье и учащемуся, а позицию сопереживания и деятельной помощи. К тому же отеческие и материнские функции, отчасти осуществляемые самими педагогами в ходе учебно-воспитательного процесса, способны вызвать мощный подъем в душе учащихся, чувство благодарности и признательности со стороны родителей. Хороший педагог, которого дети, учащиеся и их родители запоминают на всю жизнь, это всегда Учитель и Воспитатель, это всегда Друг, который способен понять, поддержать, наставить и вразумить.

Воспитательная работа с семьей в учебной группе имеет свои особенности, обусловленные спецификой среды, ее социальным характером. Эффективность семейного воспитания в большей мере зависит от царящей в ней атмосферы духовного, нравственного контакта взрослых и детей, старших и младших. Объектом воспитательного воздействия  должны быть не только учащиеся, но и их родители, другие взрослые члены семьи. Предметом внимания в этом случае выступают их взаимоотношения и такие сферы семейной жизни, как быт, общение, свободное время. Поэтому начинать работу с родителями куратору необходимо с изучения семьи.  В мониторинг социума входит  составление социальной карты учащихся:

  • количество полных, неполных семей и т.д.;
  • образовательный состав родителей (высшее, сред­нее, гуманитарное, техническое);
  • материальная обеспеченность семьи;
  • условия проживания (нормальные, удовлетвори­тельные, плохие);
  • работающие в семье (мать, отец, сестра, брат и т.д., в государственной или коммерческой структуре).

Всегда необходимо учитывать, что одинаковых семей не бывает. Нельзя, строя работу с родителями, ориентироваться или на некоторые средние семьи, или на семьи с явными и очевидными искажениями. Большое внимание необходимо уделять и таким семьям, в которых на первый взгляд как будто все благополучно. В педагогике семьи традиционно делятся и дифференцируются между собой по тому, насколько они восприимчивы к педагогическим влияниям. В зависимости от этого выделяется несколько групп семей. Первая группа – семьи, которые серьезно, вдумчиво относятся к воспитанию собственных детей, являются активными помощниками учреждений образования и стремятся поддерживать с педагогами единую воспитательную линию. Другая группа – родители допускают отдельные ошибки воспитания в силу педагогической некомпетентности, занятости, болезней и прочее, но при этом заинтересованы в их устранении. И, наконец, есть семьи, в которых родители не уделяют достаточного внимания воспитанию потому, что для них оно не является жизненно важной и значимой проблемой. Они оказывают сопротивление педагогическому влиянию, безразличны к личности собственного ребенка. Однако деление семей только с точки зрения реакции родителей на педагогическое влияние ничего не говорит о природе соответствующего отношения родителей к процессу воспитания. Само по себе такое деление может служить педагогическим целям, но воспитательное воздействие на семью будет эффективнее, если учитываются особенности воспитания учащихся в семье. Для чего нужно дифференцировать семьи? Для того чтобы при работе с ними правильно и по возможности точно выделить то особенное и существенное, что отличает одну семью от другой. При обследовании семей может выясниться, что часть родителей просто не смогли обеспечить полноценного воспитания в силу того, что работа их связана с длительным отсутствием, командировками. Родители могут быть и нездоровы. В таких случаях семье тоже необходима помощь. Куратор учебной группы должен уделять особое внимание учащемуся из такой семьи, и если необходимо, решить вопрос о  прикреплении к нему социального педагога. К категории семей, которые по объективным причинам не могут обеспечить полноценного воспитания детей, следует отнести и неполные семьи. Учащиеся из таких семей также требуют к себе повышенного внимания. Часто учреждение образования испытывает определенные трудности в работе с семьей. Вызвано это тем, что не всегда кураторы обладают специальными навыками этой работы. Такие навыки необходимо специально осваивать. Взаимодействие с семьей в учебной группе осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. При этом исходным и решающим является индивидуальный уровень работы с семьей. Индивидуальный уровень взаимодействия предполагает целенаправленное влияние на семью с учетом ее конкретных особенностей, дает возможность определить характер и конкретное воспитательное воздействие на нее.

Индивидуальный подход к семье осуществляется последовательно и в четкой системе: знакомство с семьей, ее изучение; непосредственное взаимодействие как обмен мнениями и действиями, составление планов, программ, деятельность по их выполнению; контроль, включающий анализ и оценку результатов взаимодействия. На основе оценок и результатов контроля может выноситься решение о применении определенных взысканий и санкций по отношению к семье (общественное порицание, административное наказание, лишение родительских прав и т.п.) Проведение тщательного и вдумчивого изучения педагогического потенциала семей дает систематическую информацию о семьях учащихся, на основе которой педагогический коллектив учреждения образования осуществляет коррекцию воспитательной деятельности родителей.

Для развивающейся в современных условиях системы работы с семьей в учреждении образования характерна все более тесная взаимосвязь куратора учебной группы с социальным педагогом и педагогом-психологом. Совместными усилиями они изучают семьи, их особенности. Изучение семьи помогает в каждой конкретной ситуации выбрать наиболее приемлемые средства воздействия на нее, формы своевременной коррекции воспитательной деятельности родителей, отношений между учащимися и их родителями. В этих условиях совершенствуются и развиваются сложившиеся в передовом опыте основные направления педагогического влияния учреждения образования на процесс семейного воспитания. Каждая семья по целому ряду признаков может быть объектом изучения и влияния разных социальных сил. Конфликтная семья, где причиной семейных неурядиц выступают взаимоотношения супругов, более всего нуждается в помощи психологических служб. Педагогически несостоятельная – в помощи педагогов, способных указать на ошибки семейного воспитания. Семья может быть объектом внимания воспитывающих сил постольку, поскольку она в состоянии изменяться под непосредственным их воздействием. Целесообразно, чтобы все семьи, испытывающие трудности в воспитании детей или отрицательно влияющие на них, были взяты на учет в учреждении образования, в инспекциях по делам несовершеннолетних,  готовых прийти к ним на помощь.  Родители, заинтересованные во взаимодействии с учреждением образования, могут обращаться за помощью не только к куратору, но и к социальному педагогу и педагогу психологу. Кто бы ни занимался с семьей – будь куратор, социальный педагог, педагог психолог — все они должны знать, что в работе с семьей существуют общие вопросы, которые необходимо держать в поле зрения всем, и специальные, частные, касающиеся – в отдельности функций каждого воспитательного подразделения.

Результативность работы с семьей в учебной группе во многом зависит от того, насколько глубоко она отражена в планах воспитательной работы. Условно можно выделить основные направления, по которым может планироваться и строиться работа куратора учебной группы с семьями учащихся:

  • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
  • Организация диагностической работы по изучению семей.
  • Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьёй.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  • Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у подростков.
  • Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с учащимися творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении организацией учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (родительский комитет, комитет общественного контроля, участие родителей группы в работе совета учреждения образования); объединений родителей по семейным проблемам (союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
  • Сотрудничество с социально-педагогической и психологической службой учреждения образования.
  • Подготовка учащихся к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы).
  • Разработка тематического оформления по работе с семьёй (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
  • Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

     В целях  повышения эффективности   семейного воспитания учащихся  в условиях учебной группы   куратору целесообразно обратить особое внимание на  психолого-педагогическое просвещение родителей.  Доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребёнка, когда  куратор в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию. Социологи свидетельствуют: семья не обходится без конфликтов. Значит, тем более важно супругам обладать психологической грамотностью, педагогическим тактом, чтобы, решая жизненные проблемы, преодолевая конфликты, не отдаляться друг от друга, а помогать друг другу воспитывать детей и самих себя.

Педагогическое просвещение родителей вооружает их основными педагогическими знаниями, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий учреждения образования и семьи, способствует обобщению и распространению положительного опыта воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к активному участию в воспитательной работе. С учетом этих позиций разработаны формы взаимодействия педагогов и родителей. Это многообразие организации их совместной деятельности и общения. В современной педагогике описано множество форм работы с семьями учащихся, но наиболее актуальными, являются следующие:

Родительское собраниеодна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни ученического и родительского коллективов. Куратор направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводится к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы – одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в учебной группе, повысить их роль в воспитании ребёнка. С этой целью куратор организует специальные встречи с отцами учащихся, проводит конференции – размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.

Многие образовательные учреждения с учётом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения образования к воспитанию учащихся. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции – форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и      закрепляет их знания о воспитании детей по какой-то тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается с разных сторон.    Такие конференции проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференции готовится все учебное заведение и все группы: организуют фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по учебному заведению и т.д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Родительские университеты — интересная и продуктивная форма психологического просвещения родителей, направленная на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и педагогической науки, установление контактов родителей с общественностью и педагогами, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели групп. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовится.

Родительские ринги — активная форма психолого-педагогического просвещения родителей, дающая возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. На     обсуждение в ходе ринга могут быть представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте учащихся, а также проблемные ситуации, которые складываются в     самом учебном коллективе. Безусловно, в ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных учащихся группы или колледжа. В анализе ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему. Обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и просвещение родителей группы, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

 Тренинги — это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находиться в ведении педагога-психолога. Педагог беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют «Я» — позицию детей и взрослых, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители.

Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения образования, преподавателями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальные и тематические консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую     самостоятельно решить не могут. Могут быть проведены для родителей по рекомендации педагогов, если они видят, что родители не в состоянии разобраться с проблемой или проблема    доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке необходимо побеседовать с учащимся и его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

При проведении данной формы психолого-педагогического просвещения следует учитывать:

  • консультация проводится по запросам родителей, учащегося и педагогов;
  • проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: учащегося, родителей, педагогов;
  • в ходе консультации необходимо  дать возможность заинтересованным сторонам    высказать свое мнение и свое отношение к проблеме;
  • участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме;
  • консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз;
  • в ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в учащемся и только потом говорить о проблемах;
  • в ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом. Можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем;
  • консультация должна дать родителям реальные рекомендации специалистов, педагогов по проблеме;
  • консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону;
  • результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и учащихся к организации дел в учебной группе и в учреждении образования, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

Взаимодействие семьи с учреждением образования  не ограничивается информативными контактами. Результативность взаимодействия семьи и учебного заведения в воспитании учащихся в значительной мере зависит от того, насколько родители вовлечены в совместную воспитательную деятельность.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и учащимися в учреждении образования важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, учащихся, родителей.

Деятельность учреждения образования должна предполагать возможность активного включения родителей в педагогический процесс. Творческий потенциал родительских комитетов следует использовать не только для решения организационных вопросов, но и для распространения полезного опыта семейного воспитания, для развития кругозора учащихся и приобщения их к культурной и общественной жизни, изучения истории страны, города, района, профориентации и осознанного выбора профессии, организации летних семейных поселений для труда и отдыха. Важно, чтобы куратор учебной группы поддерживал любое начинание родителей, направленное на укрепление внутрисемейных взаимоотношений и заботу о духовно-нравственном воспитании детей. Очевидно, что в результате такого взаимно полезного сотрудничества, можно повысить положительную мотивацию учащихся на учебную деятельность и успешно готовить их к будущей самостоятельной жизни.

Следует предусмотреть проведение системы всевозможных мероприятий в группе и в учреждении образования, предполагающих совместное времяпрепровождение родителей и учащихся, целых семей (общественно полезный труд по благоустройству и озеленению территории учебного заведения, участие в охране общественного порядка, в организации и проведении массовых праздников, разнообразной художественно – эстетической и спортивно – оздоровительной деятельности).

Организация совместной деятельности родителей и учащихся:

Формы познавательной деятельности:

  • общественные форумы знаний,
  • творческие отчёты по предметам,
  • дни открытых занятий,
  • праздники знаний и творчества,
  • турниры знатоков,
  • совместные олимпиады,
  • выпуск предметных газет,
  • заседания, отчёты научных обществ учащихся и т.д.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья – эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

Формы трудовой деятельности:

  • оформление кабинетов,
  • благоустройство и озеленение территории учреждения образования,
  • посадка аллей,
  • создание библиотеки в группе,
  • ярмарка – распродажа семейных поделок,
  • выставки “Мир наших увлечение” и др.

Формы досуга:

  • совместные праздники,
  • подготовка концертов, спектаклей,
  • просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей,
  • соревнования, конкурсы, КВНы,
  • туристические походы и слёты,
  • экскурсионные поездки.

Семейные клубы организуются с учётом интересов учащихся и родителей. Широкое распространение в деятельности клубов получают семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьёй, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и учащимися.

На первом этапе работы с семьями может быть положено начало:

  • деятельности по подготовке и комплектованию подборок аудио- и видеотек для всей семьи из цикла «Семейное воспитание»;
  • созданию библиотечек и книжных лавок педагогической литературы для родителей в образовательных учреждениях, семейных клубах;
    • распространению лучшего опыта семейного воспитания в средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях.
    • созданию ориентированных на отечественную культурно-историческую традицию служб психолого-педагогического консультирования семьи, способных оказать помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства.

Второй этап работы с родителями — содействие организации совместной деятельности семей предполагает:

  • создание родительских общественных объединений, семейных клубов (на базе учреждения образования, а также в учебной группе);
  • формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании учащихся;
  • организация совместного труда и обучения ремеслу, организации общих дел;
  • проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и учащихся в их подготовке и проведении;
  • обогащение совместного досуга родителей и учащихся экскурсиями, поездками, организацией отдыха в период каникул.

Организация общественно полезной деятельности, досуга семьи в учреждении образования помогает педагогам не только улучшить дело воспитания, но и изменить отношение родителей к учебному заведению, повысить ответственность семьи за решение воспитательных задач. Активное, инициативное отношение куратора учебной группы к распределению досуга и свободного времени учащихся и семьи поможет родителям включиться в активные, творческие формы деятельности воспитательной работы в учреждении образования.

Такие  формы поощрения, как устные и письменные благодарности, выписки из решений педсоветов, похвальные грамоты, памятные подарки, статьи в газетах и  многие другие помогут куратору учебной группы  активизировать работу с семьями учащихся.

В воспитательной работе с семьей в учебной группе нельзя обойти такую сложнейшую социально-педагогическую проблему, как подготовка учащихся к семейной жизни. Основной целью этой работы является:  — осмысление важности и значимости культуры семейных отношений, основанных на взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопомощи ее членов, эмоциональном единстве, развитие представлений о функциях семьи и ее значении в становлении будущих поколений, задачами:

— формирование готовности учащихся к адекватному принятию семейных ролей;

— формирование готовности учащихся к самостоятельной семейной жизни;

— формирование ответственного и безопасного поведения,

— педагогическое просвещение родителей.

Ориентиры в развитии личности учащихся:

Способность принимать на себя ответственность за благополучие других членов семьи и создавать атмосферу защищенности и комфорта, внимания и моральной поддержки каждому, кто в них нуждается.

Воспитание серьезного, уважительного отношения к семье, знание законов построения малой социальной группы – дело непростое. Необходимо смелее выходить в нравственной, семейной подготовке учащихся за рамки уроков, использовать формы воспитательной работы, занимаясь с учащимися психологией, этикой, гигиеной, экономикой быта. Надо расширять границы этой работы, действовать на сознание учащихся и опосредованно – через родителей, различные воспитательные институты – воспитывать в них понимание того, что, создавая новую ячейку общества, они берут на себя огромную моральную ответственность друг перед другом, перед детьми, перед обществом в целом. При этом  должна вестись целенаправленная, глубокая и систематическая работа по обобщению положительного педагогического опыта по семейному воспитанию, широкая пропаганда этого опыта.

Для организации просвещения учащихся по различным вопросам семьи и брака можно использовать различные формы: от бесед и диспутов до педконсилиумов и создания контрольных ситуаций. Но ничто так не привлекает самих учащихся, как анализ воспитывающих ситуаций.

Основные принципы использования анализа воспитывающих ситуаций:

  • Ситуации могут предлагаться самые разные: из газет, журналов, из реальной жизни.
  • У каждого ребенка в ходе обсуждения ситуаций должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы нравственной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, некрасиво, бесчестно.
  • Наиболее рационально использовать работу в микрогруппах при обсуждении ситуаций, а затем в ходе диспута вырабатывать общегрупповое мнение.

Такие ситуации всегда порождают спор, каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность сделать правильный жизненный выбор в будущем.

 Решение проблем семейного воспитания невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание, призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.

Система педагогического всеобуча родителей должна быть разносторонней, проводиться и через всеобуч во всех учреждениях образования, и через педагогическую пропаганду в Домах культуры, клубах, других помещениях, имеющихся в микрорайонах, — там, где учебу можно подкрепить живыми примерами, близкими и знакомыми слушателям, где опыт семейного воспитания нагляден, а результаты его конкретны.

На уровне учреждения образования стоит задача создания Программы образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и учебного заведения. При этом процесс такого сотрудничества, его особенности определяются, прежде всего типом и видом учреждения образования, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Основная идея программы образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и учреждения образования заключается в том, что каждый учащийся – личность, и каждый учащийся обучаем и воспитуем как личность. Чтобы спроектировать модель взаимодействия с семьей, которая бы способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса учреждения образования в целом, необходимо:

  • Определить основные направления данного взаимодействия учреждения образования и семьи;
  • Разработать прогностическую модель выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов, прежде всего вопросов преемственности воспитания в семье и учреждении образования с целью эффективного развития и образования учащихся;
  • Определить уровни, на которых будет реализовываться модель взаимодействия семьи и учреждения образования;
  • Определить возможные ее составляющие;
  • Разработать этапы внедрения данной модели в практику образовательного учреждения;
  • Выявить и ранжировать проблемы процессы взаимодействия учреждения образования и семьи, определить профессиональные, а также личностные запросы педагогов, родителей, учащихся;
  • Спланировать методическую и научно-исследовательскую деятельность различных звеньев и структур учебного заведения по решению проблем в соответствии с запросами учреждения образования и семьи;
  • Разработать систему стимулов этой деятельности.

 

Примерная последовательность разработки и реализации программ педагогического сопровождения семьи в  учреждении образования

 

При разработке конкретных программ педагогического сопровождения семьи на уровне конкретных учреждений образования необходимо учесть рекомендации и педагогический опыт  самого учреждения, родительский опыт, опыт семейных клубов, консультационных центров.

 

Содержание работы

 

Исполнители

 

Результаты деятельности

 

1. Отбор и оценка степени применимости на уровне учреждения образования программ педагогического сопровождения семьи

Творческая группа

Составление рекомендаций по внедрению и доработке существующих программно-методических материалов по педагогическому сопровождению семьи

2. Формирование и начало деятельности творческого научно-методического коллектива по доработке программ содействия семейному воспитанию

Творческая группа педагогов

Осуществление доработки, корректировки существующих программно-методических материалов

 

3. Начало деятельности по разработке недостающих методических материалов по оптимизации работы с родителями и по педагогическому сопровождению семьи

 

Творческий научно методический коллектив

Содействие созданию комплекта программно-методического обеспечения

 

4. Создание базовых и экспериментальных площадок в образовательных учреждениях

 

Учреждение образования

 

Начало работы по апробации и внедрению программ содействия семейному воспитанию

5. Проведение серии консультаций для кураторов учебной группе, мастеров п/о по работе в рамках программ педагогического сопровождения семьи

 

Администрация УО, творческие научно-методические коллективы, приглашенные специалисты

 

Содействие началу и продолжению работы по внедрению программ сопровождения семейного воспитания

 

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов на базе УО РИПО  по работе с семьей

 

Руководители Центров и опытных площадок по работе с семьей

 

Содействие началу и продолжению работы по внедрению программ сопровождения семейного воспитания

 

7.Проведение локальных социологических исследований в рамках учреждения образования с целью выявления уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей

Администрация

учреждений образования,

привлеченные

специалисты

 

Уточнение представлений об уровне педагогической компетентности педагогических запросов и потребностей родителей

 

8. Проведение отдельных лекций и начало регулярной работы родительского лектория, «маминой школы», «семейной гостиной»

 

Творческие группы педагогов, родительские комитеты

 

Просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей

 

9. Работа по составлению, тиражированию и распространению серии печатных материалов для родителей под рубрикой «Традиции семейного воспитания», размещение информации на сайте УО

 

 Издательства, Фонды поддержки культурных и образовательных инициатив

 

Повышение педагогической компетентности семей в вопросах психо­физического развития, нравственного становления и воспитания учащихся, помощь в решении конкретных проблем

 

10. Подготовка и комплектование подборок аудио- и видео дисков цикла «Семейное воспитание»

 

творческие группы педагогов,

привлеченные

специалисты

 

Повышение педагогической компетентности семей в вопросах психо­физического развития, нравственного становления и воспитания учащихся, помощь в решении конкретных проблем

 

11.Создание библиотечек и книжных лавок для родителей в образовательных учреждениях

 

Зам. дир. по восп. работе, кураторы учебных групп, зав. библиотеками, родительские комитеты

 

Повышение педагогической компетентности семей в вопросах психо­физического развития, нравственного становления и воспитания учащихся, помощь в решении конкретных проблем

 

12. Распространение лучшего опыта семейного воспитания

 

СМИ, педагоги УО

 

Повышение педагогической компетентности семей в вопросах психо­физического развития, нравственного становления и воспитания учащихся, помощь в решении конкретных проблем

 

13. Создание родительских общественных объединений, семейных клубов

Инициативные группы родителей при содействии администрации УО

 

Начало осуществления

программы содействия

повышению

компетентности

родителей

 

14. Систематическое

проведение совместных трудовых и социально-благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций

 

Педагоги УО

 

Осуществление Программы содействия семейному воспитанию

 

15. Приведение жизни семейных общественных объединений в соответствие с  годовым календарным кругом. Организация колледжно-семейных праздников с созданием условий для совместного участия учащихся и родителей в их подготовке и проведении

 

Педагоги УО

 

Осуществление Программы содействия семейному воспитанию

 

16. Организация деятельности по обогащению совместного досуга родителей и учащихся экскурсиями, поездками организацией каникулярного отдыха

Творческие педагоги совместно с представителями родительской общественности при содействии комитетов по работе с молодежью, спорту и туризму

Осуществление Программы содействия семейному воспитанию

 

17.Создание семейной   экскурсионно-паломнической службы

 

Творческие группы педагогиов  при содействии комитетов по работе с молодежью, спорту и туризму, религиозные объединения

Осуществление Программы содействия семейному воспитанию

 

 

В числе конкретных мер программы педагогического сопровождения семьи  предполагается  проведение  систематической  работы   по просвещению  родителей  в  вопросах  воспитания,  возрождению традиционного уклада жизни семьи и содействию развитию семейных отношений на основе белорусских духовно-нравственных и культурно-исторических традиций.

Решение этих задач станет условием укрепления, нравственного и духовного оздоровления современной семьи, что, в свою очередь, явится основой стабилизации социальной ситуации в стране. Восстановлением приоритетности высших духовных интересов и ценностей  над материальными выведет семью на более высокий уровень развития, служения обществу, государству.

   Главное в обеспечении работы по вовлечению семьи в создание воспитательного пространства учреждения образования –  гибкость, компетентность, содержательность. Взаимодействие учреждения образования и семьи ведет к взаимной коррекции и сближению позиций педагогов и родителей, отражает одну из основных граней  взаимной помощи двух воспитательных институтов в становлении личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Любин М. Я. «Основы воспитательной работы мастера в среднем сельском профтехучилище» (Метод. Пособие для сред. Сел. ПТУ), — Мн.: Выш. Школа, 1983. – 127с.
  2. Маленкова Л.И. «Педагоги, родители, дети» (Мет. пособ. для воспитателей, классных руководителей), М., 2000.
  3. Родительский всеобуч / сост.Ю.В. Мелешко, Ю. А. Лежнева.- Мн.: Красико-Принт, 2007.- 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
  4. Саламатина И.Л. «Направления работы классного руководителя с семьей и учащимися»: Справочное пособие. – Мн.: «Экоперспектива», 2000. – 48 с.
  5. Семейное воспитание / сост. Т.Е. Заводова, Ю.А. Лежнева.- Мн. Красико-Принт, 2006. – 128 с. — (Деятельность классного руководителя).