«Квартет Баянистов»

«Узнай прекрасное сам и познакомь с ним других. И тогда мир станет лучшим».
/Квартет баянистов/ газета «Гомельская правда», 1983г.

Примером высокой ответственности, гражданской и творческой активности интеллигенции может служить квартет баянистов преподавателей Гомельского музыкального колледжа искусств им. Н.Ф. Соколовского, который помимо педагогической работы ведет большую концертную деятельность, музыкально-просветительную работу в трудовых коллективах, на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, школах, домах и дворцах культуры, являясь пропагандистом музыкальной культуры. Коллектив постоянно действует вот уже на протяжении более 35 лет и создает в колледже истинно творческую атмосферу, благотворно влияет на развитие ансамблевого исполнительства среди преподавателей музыкальных училищ и детских музыкальных школ республики.

Творческий коллектив, квартет баянистов, был создан в 1969г., когда в Гомельское музыкальное училище им Н.Ф. Соколовского пришли работать четверо молодых специалистов, преподавателей по классу баяна: Н.В. Сирота, Б.И. Давыдов, И.И. Качан – выпускники Белорусской Государственной консерватории им. А.В. Луначарского, и О.И. Гуисов – выпускник музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Близость творческих интересов, стремление к постоянной исполнительской деятельности объединили их в творческий коллектив. В те годы отделение народных инструментов училища было одним из ведущих в республике и имело свои славные традиции. Такие учащиеся как Е. Гладков – цимбалы, Н.Сирота – баян, М. Лапко – балалайка, Т.Березан – баян, завоевали первые места на Республиканских конкурсах молодых дарований в 1961 и 1965г. Педагоги отделения умело сочетали педагогическую и творческую деятельность, активно участвуя в творческих коллективах, оказывали большую помощь коллективам художественной самодеятельности города и области.

Первым руководителем квартета был Николай Васильевич Сирота, талантливый музыкант, победитель Республиканского конкурса молодых дарований 1961 года, автор многих оригинальных произведений для баяна, обработок белорусских народных песен. Квартет занимался три раза в неделю по два часа, а также дополнительно. Для общего знакомства с оркестровым и инструментальным репертуаром два раза в неделю участники ансамбля слушали грамзаписи из богатой фонотеки Н. Сироты. Первоначально репетиции проходили очень бурно, с обсуждением каждой фразы пьесы. Часто возникали творческие споры, в результате которых участники квартета приходили к согласованному решению исполнения произведения.

Первое выступление квартета перед слушателями состоялось 6 марта 1970г. Программа концерта включала «Русскую» из балета И. Стравинского «Петрушка», увертюру из оперы В. А. Моцарта «Похищение из Сераля», «Аллегро и Прелюдию» Ф. Крейслера. Этим выступлением участники квартета не были удовлетворены. Наступила пора активной работы и поисков. Музыканты изучили творчество квартета баянистов им. Ипполлитова-Иванова, квартета баянистов Киевской Государственной филармонии, репертуар известных ансамблей баянистов.

О своем рождении как творческого коллектива квартет заявил в апреле 1971 года, выступив в отчётном концерте отделения народных инструментов училища перед трудящимися города. Исполнение произведений отмечено яркостью и зрелостью.
Необходимым условием успешной деятельности квартета стала целенаправленная работа над репертуаром, а также выработка согласованности и гибкости исполнения, ансамблевой игры.

Изменения в составе квартета относятся к 1971 – 1972 г., когда И.И. Качанов переезжает на работу в город Новополоцк, а Б.И. Давыдов призывается в ряды Советской Армии. Коллектив квартета пополнили молодые музыканты А.А. Маляров выпускник Белгосконсерватории им. Луначарского и В.П. Лейко выпускник Саратовской консерватории им. А. В. Собинова. В 1972 г. О.И. Гуисов переезжает работать в Брест, в этом же году возвращается из рядов Советской Армии Б.И. Давыдов. Теперь в составе квартета Н.И. Сирота, А.А. Маляров, В. П. Лейко и Б.И. Давыдов. 

В этом составе квартет за короткий срок освоил обширную программу.

Квартет проводит большую работу по пропаганде произведений братских республик, выступая по радио, на телевидении, концертах перед трудящимися города и области, участвуя в занятиях университета музыкальной культуры. Их репертуар включает такие произведения композиторов братских республик, как: «Вступление к опере З. Палиашвили «Даиси», «Танцевальную сюиту» из балета «Тропою грома» и Вальс из балета «Семь красавиц» Кара-Караева, «Литовский танец» К. Мяскова. Подготовлено отделение из произведений белорусских композиторов: Н.И. Аладов «Юмореска», Д. Б. Смольский «Праздничная увертюра», Е.Г. Дегтярик «Фантастические танцы». Н.В. Сирота делает ряд обработок белорусских народных песен: «Ой, летели гуси с броду», «Ой, зелено, зелено», «Рушники», «Чабарок» «А у поли вярба», «Заболела головонька». Эти песни затем были объединены в сюиту «Белорусские песни», которая украсила репертуар квартета баянистов.

Как формировался творческий профиль ансамбля? Как происходил процесс освоения музыкально-выразительных приемов, выработка ансамблевой слаженности, каковы формы и методы работа квартета?

Н.В. Сирота подбирает новую программу для квартета, инструментирует ряд произведений. Удачной находкой оказалась сказочная миниатюра для симфонического оркестра А.К. Лядова «Кикимора»; Н.В Сирота с большим вниманием отнесся к проблеме передачи тембров оркестра баянами, «красочности» партитуры произведения. В исполнении квартета, миниатюра А. Лядова прозвучала интересно и выразительно. В то время квартет работал над разными произведениями, среди них «Полесская сюита» Е.А. Глебова, Сюита №2 си-минор И. С. Баха. От музыкантов требовалось знание стиля, выразительных приёмов исполнения. Музыка И.С. Баха требует тщательной работы над артикуляцией. Часто возникали споры по поводу того, как нужно подходить к исполнению далёкого прошлого, сохранять ли скрупулезно все в манере исполнения, соответствующей эпохе, или привносить изменения, соответствующее нашим современным чувствам и переживаниями. Зачастую чистота стиля понимается как возврат к прошлому, что мешает и сковывает исполнителя. Такая «стилизация», например, произведений И. С. Баха приводит к некой отвлечённой строгости и мешает передать подлинный размах и эмоциональный накал музыки великого композитора. Квартет решил задачу исполнения Сюиты №2 си-минор И.С. Баха, исходя из ощущения величия музыки нашими современниками, при тщательном сохранении чистоты стиля и его характерности.

21 марта 1973 года в Гомельском музыкальном училище им Н.Ф. Соколовского состоялся сольный концерт квартета баянистов в двух отделениях. Выступление музыкантов привлекло внимание любителей народных инструментов и выявило творческие возможности коллектива, которому оказалось по плечу исполнение самых сложных произведений.

В период летних каникул 1973г. квартет совместно с певцами засл. артистом Н. Моисеенко и Л. Скрипкиной даёт концерты для тружеников Полесья. Концерты проходили с большим успехом, музыканты нашли путь к сердцам тружеников села своим творческим исполнением, особенно понравилось слушателям произведение Е.А. Глебова «Полесская сюита».

К 1974 году квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Соколовского уже устоявшийся коллектив со своими традициями. Публичные выступления на городских площадках в сельских клубах, на телевидении закалили музыкантов, придали уверенность в себе. Большое количество разнообразных произведений, разученных и сыгранных квартетом, способствовали росту ансамблевого мастерства и артистизма, выработке различных приемов исполнения, освоению различных стилей. Музыканты постоянно работали над собой, изучали литературу по композиторам, эстетике, исполнительству.

Творческая деятельность квартета баянистов.

Творческой деятельностью квартета заинтересовались преподаватели Белгосконсерватории им. А.Ж. Луначарского. Бывший заведующий кафедрой народных инструментов М.Г. Солопов много сделал для творческого роста квартета, помогая в подборе репертуара и работе над произведениями.

Квартет был приглашен в Минск для участия в концерте, посвященном 25-летию кафедры народных инструментов Белгосконсерватории. Понятно, с каким волнением вышли участники квартета на сцену консерватории, уже знакомую по годам учёбы, но теперь предъявившую музыкантам новые требования. Выступление прошло успешно.
Кафедра народных инструментов консерватории организовывает ряд концертов квартета в Минске, музыкальных училищах республики и рекомендует коллективу принять участие в Первом Республиканском конкурсе артистов эстрады. Начались трудные дни подготовки к столь ответственному испытанию.

В декабре 1973г. на первом туре конкурса в г. Гомеле квартетом была исполнена программа:

И. С Бах «Фантазия и фуга» соль-минор.
Н. Ризоль «Русские напевы».

Весна 1974 года. Первый республиканский конкурс артистов эстрады. На втором туре квартетом были исполнены:

Ф. Мендельсон «Скерцо» из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Е. А. Глебов «Полесская сюита».

И вот третий тур конкурса. Жюри и слушатели приветствуют квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Соколовского, который покорил всех исполнением «Кикиморы» А. Лядова и «Белорусской сюиты» Н. Сироты. Квартет становится Дипломантом конкурса и получает широкую известность среди музыкальной общественности Беларуси.

Осенью 1974 года руководитель квартета Н.В. Сирота был приглашён на работу в Белорусский государственный народный хор руководителем оркестровой группы. Деятельный, талантливый руководитель, делал много инструментовок для квартета, пополнял репертуар обработками народных песен. Он был душой коллектива. Многие думали, что с уходом Н.В. Сироты квартет перестанет существовать. Но годы творческой работы сплотили музыкантов. Руководителем квартета становится Б.И. Давыдов, имевший опыт творческой и концертной деятельности. Он работал солистом Московской и Гомельской филармоний.

Нового руководителя, Давыдова Б.И., характеризует высокое исполнительское мастерство, великолепное чувство ансамбля, тонкий музыкальный вкус, человечность. В новом составе коллектив заработал с удвоенной энергией. В квартет влился преподаватель училища Б.И. Божков, выпускник Белгосконсерватории. Изменения в. составе квартета привели к перераспределению партий. Так Б.И. Давыдов стал играть партию первого баяна, В.П. Лейко — второго, А.А. Маляров – баян-бас, Б.П. Божков – партию баяна-альта. Началась напряжённая работа по восстановлению прежнего репертуара, в котором многое приходилось делать сначала, разучивать партии, работать над звуком и т.д. В связи с этим пришлось несколько сократить концертную деятельность. Постепенно квартет восстанавливает былую форму. Долго решали проблему посадки нового состава, так как при размещении участников ансамбля необходимо было учитывать требования динамического и ритмического согласования. Каждый музыкант должен был быть так расположен по отношению к другим, чтобы иметь возможность видеть и слышать остальных участников ансамбля, чтобы и слушатель воспринимал квартет в целом, а не отдельные его партии. Новый вариант посадки квартета:

Как высокую оценку исполнительской деятельности встретили участники квартета приглашение принять участие во Всесоюзном семинаре педагогов музыкальных учебных заведений по вопросам исполнительства и методики обучения на народных инструментах, который проходил с 9 по 13 декабря 1975 года в г. Минске. В работе семинара приняли участие представители 135 музыкальных училищ и ВУЗов из 12 союзных республик страны. На этом Всесоюзном форуме присутствовали профессора Н.И. Ризоль, Н.Я. Чайкин, и.о. профессора И.И. Шитинков, А.Б. Позняков, Н.Т. Лысенко, доценты А.А. Сурков, ЮД. Акимов, И.А. Яшкевич, С.3. Трубачев и другие ведущие музыканты и преподаватели страны.

Квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Н.Ф. Соколовского выступил в концерте для участников семинара с программой:

Бах-Вивальди  «Концерт для органа» ре-минор
Е. Глебов        «Полесская сюита»
Н. Сирота        «Рушники» — обработка белорусской народной песни.

Выступление ансамбля было высоко оценено участниками семинара. После концерта квартета Н.Я. Чайкин сказал: «Замечательный ансамбль, со вкусом играют». Гости из союзных республик пригласили квартет выступить с концертами у них.

На протяжении ряда лет, квартет отличает активная творческая деятельность. Успешное выступление на первом Республиканском конкурсе артистов эстрады, на Всесоюзном семинаре преподавателей народных инструментов способствовало повышению творческой активности преподавателей музыкальных училищ республики. По примеру гомельчан создаются ансамбли баянистов из числа преподавателей в муз. училищах Новополоцка, Бреста, Лиды, Молодечно, Мозыря и др. Квартет баянистов Гомельского муз. училища оказывает помощь вновь организованным коллективам в подборе репертуара, делится опытом творческой работы.

Празднование 10-летия творческой деятельности квартета собрало всех участников ансамбля, игравших в нём.

9 апреля 1981 года музыкальная общественность республик и г. Гомеля отмечала 10-летие творческой деятельности квартета баянистов. За большую творческую работу в деле эстетического воспитания трудящихся и молодежи, активную концертную деятельность квартет баянистов Гомельского муз. училища им Н.Ф. Соколовского был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Беларуси, грамотой областного управления культуры, Грамотой горисполкома.
На юбилейном концерте квартет выступил с программой:

I отделение

Бах-Вивальди     «Концерт для органа» ля-минор
Бельман              «Готическая сюита»
Бах И.С.             «Сюита №2 си-минор»
Мендельсон Ф.  «Симфония №4», финал

II отделение

Лядов А. «Кикимора»
Золотарев В. «Рондо-каприччиозо»
Глебов Е. «Фантазия»
Иванов «Утушка луговая»
Мунтян «Молдавская рапсодия»
Сирота Н. «Белорусские узоры» — сюита
Гридин  «Рассыпуха».

В марте квартет баянистов Гомельского музыкального училища выступил с концертами в Белгосконсерватории, Минском муз. училище и музыкальных школах города. Ансамбль был записан на Республиканском радио с программой, которая включала следующие произведения:

Бельман «Готическая сюита»
Глебов Е. «Фантазия»
Ризоль «Ковалерийская»
Глинка «Экспромт в стиле галопа»
Власов «На ярмарке»
Иванов «Утушка луговая»
Мунтян «Молдавская рапсодия»
Сирота «Бульба», «Рушники», «Ой лятелi гусi»,
«Ой, зелена, зелена», «Вясковая Кадрыль».

Песни гомельского композитора В. Надточея «Иду я на свидание» и «Гармони», ансамбль записал вместе с солисткой Республиканского радио и телевидения лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады Валентиной Пархоменко.

Концертная деятельность ансамбля требует большой работы. Музыканты занимаются три раза в неделю по 2 часа, а в период подготовки к концертам проводятся дополнительные репетиции. Систематическая, четко спланированная репетиционная работа является залогом творческого роста квартета. Практикуется игра дуэтом, трио,— это помогает более глубоко вникнуть в каждую партию ансамбля, достигнуть особой выразительности и артистичности исполнения. На каждый концертный сезон намечается программа, планируется количество сольных концертов, их тематика. Как правило, в программу включается репертуарное произведение, а также 5-6 новых пьес. Конечно, больше времени уделяется работе над новыми произведениями, а репертуарные пьесы шлифуются и оттачиваются до полного совершенства. Большой репертуар квартета постоянно играется на репетициях. Работа над разбором новых произведений не отнимает много времени у музыкантов, т.к. инструментовка руководителя ансамбля Б. И. Давыдова делается с расчетом на индивидуальность каждого из участников. Б.И. Давыдов, в совершенстве владея баяном, учитывая природу звучания инструмента, творчески подходит к вопросам инструментовки, вводя в партитуру собственный контрапункт, мелодические линии и подголоски, использует богатые тембровые возможности баяна и при этом проявляет большой художественный вкус. В обработках народных песен для более колоритного звучания вводится, бубен, доска и другие народные ударные инструменты. 

На репетициях обычно идет работа над разучиваемым произведением, затем каждый из музыкантов самостоятельно работает над своей партией. Главный упор на репетициях делается на осмысление художественного замысла произведения, работой над штрихами, фразировкой, ансамблем. Запись на магнитофон репетиционных занятий помогает обнаружению погрешностей в исполнении, оценки качества инструментовки, способствует более цельному охвату произведения. Богатая фонотека с записями практически всех ведущих исполнителей на баяне и ансамблей баянистов СССР дает возможность изучать творчество и репертуар ведущих музыкантов, обогащать собственную исполнительскую палитру, расширять кругозор.
Активная творческая деятельность имела резонанс в прессе, не только областной, но и республиканской.

Есть у квартета баянистов свои нерешенные проблемы и задачи. Оставляет желать лучшего качество баянов, на которых играют музыканты. В их распоряжении три баяна «Россия» и один баян «Юпитер» фабрики г. Молодечно.

Репертуар квартета баянистов отличается разнообразием произведений: классическая музыка, обработки белорусских народных песен, произведения белорусских композиторов и композиторов братских республик, всего около 150 произведений. Коллектив музыкантов, возглавляемый Б.И. Давыдовым можно по праву считать пропагандистом лучших образцов музыкального искусства.

За этот период творческой деятельности квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Соколовского провел огромную работу по эстетическому воспитанию трудящихся и молодежи, выступив более чем в 500 концертах. Музыкантам аплодировали не только в республике, с искусством квартета баянистов познакомились любители музыки Москвы, Ленинграда, Киева, Брянска, Тирасполя, Житомира. Побывали они у нефтяников Тюмени.

Министерство культуры БССР аттестовала квартет баянистов Гомельского музыкального училища по первой категории, как артистов областной филармонии. Коллектив ведет активную концертную деятельность, приобщая самые широкие круги слушателей к сокровищам мировой и народной культуры. 

Приобретая все больший опыт и авторитет, квартет баянистов заслуженно отмечает свои дальнейшие круглые даты творческими вечерами-концертами, что всегда становится ярким, радостным событием для истинных любителей музыки.

В этот период квартет расширяет границы своих творческих командировок. Проехав практически весь европейский регион Советского Союза, от «Звездного городка» до солнечной Молдавии, наши музыканты приезжают в европейский центр мировой культуры, во Францию.

После разрушения СССР, наступают не самые благоприятные времена для творческих людей. Огромная инфляция, нестабильность в обществе, практически полный разрыв межреспубликанских связей – все это приводит к большим трудностям в организации гастролей, в нахождении и обмене репертуаром. Каждый творческий коллектив практически брошен на самостоятельное выживание. Правда следует сказать, если рассуждать философски, «Любой конец является и началом нового». В независимой Республике Беларусь стали больше проводить всевозможных конкурсов, как республиканских, так и международных. Упростилась система выезда за границу, где, как оказалось, наше исполнительское искусство высоко ценится и очень востребовано. У музыкантов появляется возможность расширить кругозор как свой, так и зарубежного слушателя. К руководству регионов республики также приходят разнообразные интересные культурные проекты. Так управлению культуры Гомельского облисполкома приходит интересная идея провести «фестиваль лауреатов международных и республиканских конкурсов исполнителей на народных инструментах», который состоялся 13.12.1994г.

Конечно же такое мероприятие не могло пройти без участия квартета баянистов. Немного раньше, в сентябре 1992г., квартет баянистов наладил творческие связи с музыкальным агентством в Польше. Это творческое сотрудничество до сих пор приносит свои плоды не только квартету, но и другим творческим коллективам республики, а также многим исполнителям-солистам. Неоднократно квартет баянистов при колледже искусств выезжал с концертами, как почетные гости фестивалей и конкурсов в Польшу и Россию.

В настоящее время квартет баянистов при колледже искусств им. Н. Ф. Соколовского ищет новые формы самовыражения. Совсем недавно состав был расширен до шести человек. Появились в коллективе новые музыканты: А. Мазепин (скрипичный контрабас) и В. Фролов (ударные инструменты). Это нововведение расширило репертуарные возможности ансамбля, привнесло новые краски в инструментовку. Весной 2003г. Уже секстет записал интересную программу на Гомельском областном телевидении. Хочется пожелать этому обновленному коллективу творческих успехов и исполнительского долголетия.


Участники квартета баянистов Б.И. Давыдов, А.А. Маляров, Б.П. Божков, В.П. Лейко являются преподавателями Гомельского колледжа искусств им. Соколовского и много сил отдают педагогической деятельности, неся учащимся свою увлеченность музыкой, преданность делу, ответственность за выбранную профессию. Среди учащихся, музыканты ансамбля пользуются заслуженным авторитетом и глубоким уважением, это способствует повышению качества учебного процесса и развитию творческой обстановки в колледже.

Ежегодно в Белорусскую Государственную консерваторию им. Луначарского и ВУЗы культуры поступают ученики участников квартета — выпускники колледжа. Другие же выпускники, придя на работу в детские музыкальные школы, создают ансамбли из преподавателей, поддерживают творческую связь с квартетом своих преподавателей. Созданы ансамбли в Добрушской, Костюковской, Кормянской, Чечерской, Ветковской, Речицкой, Жлобинской детских музыкальных школах, во всех музыкальных школах г. Гомеля.

По примеру квартета в колледже созданы ансамбли преподавателей: ансамбль русских народных инструментов, струнный квартет, квартет духовых медных инструментов, квинтет деревянных духовых инструментов. Стало традицией обязательное участие всех преподавателей колледжа и учащихся их классов в концертах. По инициативе участников квартета в колледже ежегодно проводятся конкурсы на лучшее исполнение, среди учащихся вторых и третьих курсов по специальности баян и аккордеон. На прошедшем в 1984г. Смотре-конкурсе хоровых и оркестровых коллективов все шесть коллективов колледжа были отмечены дипломами. Эта традиция продолжается до сих пор.

Участники ансамбля стали организаторами ряда творческих встреч учащихся и преподавателей колледжа и музыкальных школ г. Гомеля с известными композиторами и исполнителями. Интересным событием стала творческая встреча с композитором К. Мясковым и лауреатом международных конкурсов, заслуженным артистом УССР В. Бесфамильновым. Инициатором встречи был А.А. Маляров, близко знакомый с композитором К. Мясковым. Совсем недавно состоялась встреча с композитором Е. Дербенко.

Творческая встреча с композитором К. Мясковым

К. Мясков дал высокую оценку исполнительскому мастерству квартета баянистов, поделился мыслями об исполнении своих произведений, пожелал ансамблю творческих успехов.

Полезной и интересной оказалась творческая встреча с известным белорусским композитором Е.А. Глебовым. Квартет исполнил «Полесскую сюиту». Автор сюиты отметил тонкое, вдумчивое отношение квартета к раскрытию художественного замысла произведения, высокое профессиональное мастерство.

Творческая встреча с композитором Е.А. Глебовым транслировалась по Гомельскому телевидению

Участники ансамбля — это четыре ярко выраженные индивидуальности. Яркую виртуозность В. Лейко дополняет по-философски глубокая, вдумчивая игра А.А. Малярова. Слушатели обращают внимание на великолепное чувство ансамбля, высокое исполнительское мастерство руководителя квартета Б.И. Давыдова и мягкий певучий звук Б. Божкова.

Участники квартета поддерживают творческие связи со многими творческими коллективами баянистов нашей страны: квартетом баянистов Киевской Государственной филармонии, Уральским трио баянистов, ансамблем баянистов, преподавателей Белорусской      Государственной консерватории, трио Липецкой филармонии, ансамблем баянистов Тираспольского, Брянского, Новополоцкого музыкальных училищ.

Квартет баянистов принимает активное участие в смотрах методической и исполнительской работы преподавателей училищ республики и всегда радует высоким профессиональным мастерством и разнообразием исполняемых произведений.
В подтверждение сказанному следует вспомнить:

В 1993г. квартет получил диплом 5-го республиканского смотра методической и творческой работы педагогов учебных заведений искусства и культуры.

Аналогичный диплом был получен квартетом и в 1998г.

«Узнай прекрасное сам и познакомь с ним других. И тогда мир станет лучшим».
/Квартет баянистов/ газета «Гомельская правда», 1983г.

Примером высокой ответственности, гражданской и творческой активности интеллигенции может служить квартет баянистов преподавателей Гомельского музыкального колледжа искусств им. Н.Ф. Соколовского, который помимо педагогической работы ведет большую концертную деятельность, музыкально-просветительную работу в трудовых коллективах, на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, школах, домах и дворцах культуры, являясь пропагандистом музыкальной культуры. Коллектив постоянно действует вот уже на протяжении более 35 лет и создает в колледже истинно творческую атмосферу, благотворно влияет на развитие ансамблевого исполнительства среди преподавателей музыкальных училищ и детских музыкальных школ республики.

Творческий коллектив, квартет баянистов, был создан в 1969г., когда в Гомельское музыкальное училище им Н.Ф. Соколовского пришли работать четверо молодых специалистов, преподавателей по классу баяна: Н.В. Сирота, Б.И. Давыдов, И.И. Качан – выпускники Белорусской Государственной консерватории им. А.В. Луначарского, и О.И. Гуисов – выпускник музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Близость творческих интересов, стремление к постоянной исполнительской деятельности объединили их в творческий коллектив. В те годы отделение народных инструментов училища было одним из ведущих в республике и имело свои славные традиции. Такие учащиеся как Е. Гладков – цимбалы, Н.Сирота – баян, М. Лапко – балалайка, Т.Березан – баян, завоевали первые места на Республиканских конкурсах молодых дарований в 1961 и 1965г. Педагоги отделения умело сочетали педагогическую и творческую деятельность, активно участвуя в творческих коллективах, оказывали большую помощь коллективам художественной самодеятельности города и области.

Первым руководителем квартета был Николай Васильевич Сирота, талантливый музыкант, победитель Республиканского конкурса молодых дарований 1961 года, автор многих оригинальных произведений для баяна, обработок белорусских народных песен. Квартет занимался три раза в неделю по два часа, а также дополнительно. Для общего знакомства с оркестровым и инструментальным репертуаром два раза в неделю участники ансамбля слушали грамзаписи из богатой фонотеки Н. Сироты. Первоначально репетиции проходили очень бурно, с обсуждением каждой фразы пьесы. Часто возникали творческие споры, в результате которых участники квартета приходили к согласованному решению исполнения произведения.

Первое выступление квартета перед слушателями состоялось 6 марта 1970г. Программа концерта включала «Русскую» из балета И. Стравинского «Петрушка», увертюру из оперы В. А. Моцарта «Похищение из Сераля», «Аллегро и Прелюдию» Ф. Крейслера. Этим выступлением участники квартета не были удовлетворены. Наступила пора активной работы и поисков. Музыканты изучили творчество квартета баянистов им. Ипполлитова-Иванова, квартета баянистов Киевской Государственной филармонии, репертуар известных ансамблей баянистов.

О своем рождении как творческого коллектива квартет заявил в апреле 1971 года, выступив в отчётном концерте отделения народных инструментов училища перед трудящимися города. Исполнение произведений отмечено яркостью и зрелостью.
Необходимым условием успешной деятельности квартета стала целенаправленная работа над репертуаром, а также выработка согласованности и гибкости исполнения, ансамблевой игры.

Изменения в составе квартета относятся к 1971 – 1972 г., когда И.И. Качанов переезжает на работу в город Новополоцк, а Б.И. Давыдов призывается в ряды Советской Армии. Коллектив квартета пополнили молодые музыканты А.А. Маляров выпускник Белгосконсерватории им. Луначарского и В.П. Лейко выпускник Саратовской консерватории им. А. В. Собинова. В 1972 г. О.И. Гуисов переезжает работать в Брест, в этом же году возвращается из рядов Советской Армии Б.И. Давыдов. Теперь в составе квартета Н.И. Сирота, А.А. Маляров, В. П. Лейко и Б.И. Давыдов. 

В этом составе квартет за короткий срок освоил обширную программу.

Квартет проводит большую работу по пропаганде произведений братских республик, выступая по радио, на телевидении, концертах перед трудящимися города и области, участвуя в занятиях университета музыкальной культуры. Их репертуар включает такие произведения композиторов братских республик, как: «Вступление к опере З. Палиашвили «Даиси», «Танцевальную сюиту» из балета «Тропою грома» и Вальс из балета «Семь красавиц» Кара-Караева, «Литовский танец» К. Мяскова. Подготовлено отделение из произведений белорусских композиторов: Н.И. Аладов «Юмореска», Д. Б. Смольский «Праздничная увертюра», Е.Г. Дегтярик «Фантастические танцы». Н.В. Сирота делает ряд обработок белорусских народных песен: «Ой, летели гуси с броду», «Ой, зелено, зелено», «Рушники», «Чабарок» «А у поли вярба», «Заболела головонька». Эти песни затем были объединены в сюиту «Белорусские песни», которая украсила репертуар квартета баянистов.

Как формировался творческий профиль ансамбля? Как происходил процесс освоения музыкально-выразительных приемов, выработка ансамблевой слаженности, каковы формы и методы работа квартета?

Н.В. Сирота подбирает новую программу для квартета, инструментирует ряд произведений. Удачной находкой оказалась сказочная миниатюра для симфонического оркестра А.К. Лядова «Кикимора»; Н.В Сирота с большим вниманием отнесся к проблеме передачи тембров оркестра баянами, «красочности» партитуры произведения. В исполнении квартета, миниатюра А. Лядова прозвучала интересно и выразительно. В то время квартет работал над разными произведениями, среди них «Полесская сюита» Е.А. Глебова, Сюита №2 си-минор И. С. Баха. От музыкантов требовалось знание стиля, выразительных приёмов исполнения. Музыка И.С. Баха требует тщательной работы над артикуляцией. Часто возникали споры по поводу того, как нужно подходить к исполнению далёкого прошлого, сохранять ли скрупулезно все в манере исполнения, соответствующей эпохе, или привносить изменения, соответствующее нашим современным чувствам и переживаниями. Зачастую чистота стиля понимается как возврат к прошлому, что мешает и сковывает исполнителя. Такая «стилизация», например, произведений И. С. Баха приводит к некой отвлечённой строгости и мешает передать подлинный размах и эмоциональный накал музыки великого композитора. Квартет решил задачу исполнения Сюиты №2 си-минор И.С. Баха, исходя из ощущения величия музыки нашими современниками, при тщательном сохранении чистоты стиля и его характерности.

21 марта 1973 года в Гомельском музыкальном училище им Н.Ф. Соколовского состоялся сольный концерт квартета баянистов в двух отделениях. Выступление музыкантов привлекло внимание любителей народных инструментов и выявило творческие возможности коллектива, которому оказалось по плечу исполнение самых сложных произведений.

В период летних каникул 1973г. квартет совместно с певцами засл. артистом Н. Моисеенко и Л. Скрипкиной даёт концерты для тружеников Полесья. Концерты проходили с большим успехом, музыканты нашли путь к сердцам тружеников села своим творческим исполнением, особенно понравилось слушателям произведение Е.А. Глебова «Полесская сюита».

К 1974 году квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Соколовского уже устоявшийся коллектив со своими традициями. Публичные выступления на городских площадках в сельских клубах, на телевидении закалили музыкантов, придали уверенность в себе. Большое количество разнообразных произведений, разученных и сыгранных квартетом, способствовали росту ансамблевого мастерства и артистизма, выработке различных приемов исполнения, освоению различных стилей. Музыканты постоянно работали над собой, изучали литературу по композиторам, эстетике, исполнительству.

Творческая деятельность квартета баянистов.

Творческой деятельностью квартета заинтересовались преподаватели Белгосконсерватории им. А.Ж. Луначарского. Бывший заведующий кафедрой народных инструментов М.Г. Солопов много сделал для творческого роста квартета, помогая в подборе репертуара и работе над произведениями.

Квартет был приглашен в Минск для участия в концерте, посвященном 25-летию кафедры народных инструментов Белгосконсерватории. Понятно, с каким волнением вышли участники квартета на сцену консерватории, уже знакомую по годам учёбы, но теперь предъявившую музыкантам новые требования. Выступление прошло успешно.
Кафедра народных инструментов консерватории организовывает ряд концертов квартета в Минске, музыкальных училищах республики и рекомендует коллективу принять участие в Первом Республиканском конкурсе артистов эстрады. Начались трудные дни подготовки к столь ответственному испытанию.

В декабре 1973г. на первом туре конкурса в г. Гомеле квартетом была исполнена программа:

И. С Бах «Фантазия и фуга» соль-минор.
Н. Ризоль «Русские напевы».

Весна 1974 года. Первый республиканский конкурс артистов эстрады. На втором туре квартетом были исполнены:

Ф. Мендельсон «Скерцо» из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Е. А. Глебов «Полесская сюита».

И вот третий тур конкурса. Жюри и слушатели приветствуют квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Соколовского, который покорил всех исполнением «Кикиморы» А. Лядова и «Белорусской сюиты» Н. Сироты. Квартет становится Дипломантом конкурса и получает широкую известность среди музыкальной общественности Беларуси.

Осенью 1974 года руководитель квартета Н.В. Сирота был приглашён на работу в Белорусский государственный народный хор руководителем оркестровой группы. Деятельный, талантливый руководитель, делал много инструментовок для квартета, пополнял репертуар обработками народных песен. Он был душой коллектива. Многие думали, что с уходом Н.В. Сироты квартет перестанет существовать. Но годы творческой работы сплотили музыкантов. Руководителем квартета становится Б.И. Давыдов, имевший опыт творческой и концертной деятельности. Он работал солистом Московской и Гомельской филармоний.

Нового руководителя, Давыдова Б.И., характеризует высокое исполнительское мастерство, великолепное чувство ансамбля, тонкий музыкальный вкус, человечность. В новом составе коллектив заработал с удвоенной энергией. В квартет влился преподаватель училища Б.И. Божков, выпускник Белгосконсерватории. Изменения в. составе квартета привели к перераспределению партий. Так Б.И. Давыдов стал играть партию первого баяна, В.П. Лейко — второго, А.А. Маляров – баян-бас, Б.П. Божков – партию баяна-альта. Началась напряжённая работа по восстановлению прежнего репертуара, в котором многое приходилось делать сначала, разучивать партии, работать над звуком и т.д. В связи с этим пришлось несколько сократить концертную деятельность. Постепенно квартет восстанавливает былую форму. Долго решали проблему посадки нового состава, так как при размещении участников ансамбля необходимо было учитывать требования динамического и ритмического согласования. Каждый музыкант должен был быть так расположен по отношению к другим, чтобы иметь возможность видеть и слышать остальных участников ансамбля, чтобы и слушатель воспринимал квартет в целом, а не отдельные его партии. Новый вариант посадки квартета:

Как высокую оценку исполнительской деятельности встретили участники квартета приглашение принять участие во Всесоюзном семинаре педагогов музыкальных учебных заведений по вопросам исполнительства и методики обучения на народных инструментах, который проходил с 9 по 13 декабря 1975 года в г. Минске. В работе семинара приняли участие представители 135 музыкальных училищ и ВУЗов из 12 союзных республик страны. На этом Всесоюзном форуме присутствовали профессора Н.И. Ризоль, Н.Я. Чайкин, и.о. профессора И.И. Шитинков, А.Б. Позняков, Н.Т. Лысенко, доценты А.А. Сурков, ЮД. Акимов, И.А. Яшкевич, С.3. Трубачев и другие ведущие музыканты и преподаватели страны.

Квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Н.Ф. Соколовского выступил в концерте для участников семинара с программой:

Бах-Вивальди  «Концерт для органа» ре-минор
Е. Глебов        «Полесская сюита»
Н. Сирота        «Рушники» — обработка белорусской народной песни.

Выступление ансамбля было высоко оценено участниками семинара. После концерта квартета Н.Я. Чайкин сказал: «Замечательный ансамбль, со вкусом играют». Гости из союзных республик пригласили квартет выступить с концертами у них.

На протяжении ряда лет, квартет отличает активная творческая деятельность. Успешное выступление на первом Республиканском конкурсе артистов эстрады, на Всесоюзном семинаре преподавателей народных инструментов способствовало повышению творческой активности преподавателей музыкальных училищ республики. По примеру гомельчан создаются ансамбли баянистов из числа преподавателей в муз. училищах Новополоцка, Бреста, Лиды, Молодечно, Мозыря и др. Квартет баянистов Гомельского муз. училища оказывает помощь вновь организованным коллективам в подборе репертуара, делится опытом творческой работы.

Празднование 10-летия творческой деятельности квартета собрало всех участников ансамбля, игравших в нём.

9 апреля 1981 года музыкальная общественность республик и г. Гомеля отмечала 10-летие творческой деятельности квартета баянистов. За большую творческую работу в деле эстетического воспитания трудящихся и молодежи, активную концертную деятельность квартет баянистов Гомельского муз. училища им Н.Ф. Соколовского был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Беларуси, грамотой областного управления культуры, Грамотой горисполкома.
На юбилейном концерте квартет выступил с программой:

I отделение

Бах-Вивальди     «Концерт для органа» ля-минор
Бельман              «Готическая сюита»
Бах И.С.             «Сюита №2 си-минор»
Мендельсон Ф.  «Симфония №4», финал

II отделение

Лядов А. «Кикимора»
Золотарев В. «Рондо-каприччиозо»
Глебов Е. «Фантазия»
Иванов «Утушка луговая»
Мунтян «Молдавская рапсодия»
Сирота Н. «Белорусские узоры» — сюита
Гридин  «Рассыпуха».

В марте квартет баянистов Гомельского музыкального училища выступил с концертами в Белгосконсерватории, Минском муз. училище и музыкальных школах города. Ансамбль был записан на Республиканском радио с программой, которая включала следующие произведения:

Бельман «Готическая сюита»
Глебов Е. «Фантазия»
Ризоль «Ковалерийская»
Глинка «Экспромт в стиле галопа»
Власов «На ярмарке»
Иванов «Утушка луговая»
Мунтян «Молдавская рапсодия»
Сирота «Бульба», «Рушники», «Ой лятелi гусi»,
«Ой, зелена, зелена», «Вясковая Кадрыль».

Песни гомельского композитора В. Надточея «Иду я на свидание» и «Гармони», ансамбль записал вместе с солисткой Республиканского радио и телевидения лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады Валентиной Пархоменко.

Концертная деятельность ансамбля требует большой работы. Музыканты занимаются три раза в неделю по 2 часа, а в период подготовки к концертам проводятся дополнительные репетиции. Систематическая, четко спланированная репетиционная работа является залогом творческого роста квартета. Практикуется игра дуэтом, трио,— это помогает более глубоко вникнуть в каждую партию ансамбля, достигнуть особой выразительности и артистичности исполнения. На каждый концертный сезон намечается программа, планируется количество сольных концертов, их тематика. Как правило, в программу включается репертуарное произведение, а также 5-6 новых пьес. Конечно, больше времени уделяется работе над новыми произведениями, а репертуарные пьесы шлифуются и оттачиваются до полного совершенства. Большой репертуар квартета постоянно играется на репетициях. Работа над разбором новых произведений не отнимает много времени у музыкантов, т.к. инструментовка руководителя ансамбля Б. И. Давыдова делается с расчетом на индивидуальность каждого из участников. Б.И. Давыдов, в совершенстве владея баяном, учитывая природу звучания инструмента, творчески подходит к вопросам инструментовки, вводя в партитуру собственный контрапункт, мелодические линии и подголоски, использует богатые тембровые возможности баяна и при этом проявляет большой художественный вкус. В обработках народных песен для более колоритного звучания вводится, бубен, доска и другие народные ударные инструменты. 

На репетициях обычно идет работа над разучиваемым произведением, затем каждый из музыкантов самостоятельно работает над своей партией. Главный упор на репетициях делается на осмысление художественного замысла произведения, работой над штрихами, фразировкой, ансамблем. Запись на магнитофон репетиционных занятий помогает обнаружению погрешностей в исполнении, оценки качества инструментовки, способствует более цельному охвату произведения. Богатая фонотека с записями практически всех ведущих исполнителей на баяне и ансамблей баянистов СССР дает возможность изучать творчество и репертуар ведущих музыкантов, обогащать собственную исполнительскую палитру, расширять кругозор.
Активная творческая деятельность имела резонанс в прессе, не только областной, но и республиканской.

Есть у квартета баянистов свои нерешенные проблемы и задачи. Оставляет желать лучшего качество баянов, на которых играют музыканты. В их распоряжении три баяна «Россия» и один баян «Юпитер» фабрики г. Молодечно.

Репертуар квартета баянистов отличается разнообразием произведений: классическая музыка, обработки белорусских народных песен, произведения белорусских композиторов и композиторов братских республик, всего около 150 произведений. Коллектив музыкантов, возглавляемый Б.И. Давыдовым можно по праву считать пропагандистом лучших образцов музыкального искусства.

За этот период творческой деятельности квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Соколовского провел огромную работу по эстетическому воспитанию трудящихся и молодежи, выступив более чем в 500 концертах. Музыкантам аплодировали не только в республике, с искусством квартета баянистов познакомились любители музыки Москвы, Ленинграда, Киева, Брянска, Тирасполя, Житомира. Побывали они у нефтяников Тюмени.

Министерство культуры БССР аттестовала квартет баянистов Гомельского музыкального училища по первой категории, как артистов областной филармонии. Коллектив ведет активную концертную деятельность, приобщая самые широкие круги слушателей к сокровищам мировой и народной культуры. 

Приобретая все больший опыт и авторитет, квартет баянистов заслуженно отмечает свои дальнейшие круглые даты творческими вечерами-концертами, что всегда становится ярким, радостным событием для истинных любителей музыки.

В этот период квартет расширяет границы своих творческих командировок. Проехав практически весь европейский регион Советского Союза, от «Звездного городка» до солнечной Молдавии, наши музыканты приезжают в европейский центр мировой культуры, во Францию.

После разрушения СССР, наступают не самые благоприятные времена для творческих людей. Огромная инфляция, нестабильность в обществе, практически полный разрыв межреспубликанских связей – все это приводит к большим трудностям в организации гастролей, в нахождении и обмене репертуаром. Каждый творческий коллектив практически брошен на самостоятельное выживание. Правда следует сказать, если рассуждать философски, «Любой конец является и началом нового». В независимой Республике Беларусь стали больше проводить всевозможных конкурсов, как республиканских, так и международных. Упростилась система выезда за границу, где, как оказалось, наше исполнительское искусство высоко ценится и очень востребовано. У музыкантов появляется возможность расширить кругозор как свой, так и зарубежного слушателя. К руководству регионов республики также приходят разнообразные интересные культурные проекты. Так управлению культуры Гомельского облисполкома приходит интересная идея провести «фестиваль лауреатов международных и республиканских конкурсов исполнителей на народных инструментах», который состоялся 13.12.1994г.

Конечно же такое мероприятие не могло пройти без участия квартета баянистов. Немного раньше, в сентябре 1992г., квартет баянистов наладил творческие связи с музыкальным агентством в Польше. Это творческое сотрудничество до сих пор приносит свои плоды не только квартету, но и другим творческим коллективам республики, а также многим исполнителям-солистам. Неоднократно квартет баянистов при колледже искусств выезжал с концертами, как почетные гости фестивалей и конкурсов в Польшу и Россию.

В настоящее время квартет баянистов при колледже искусств им. Н. Ф. Соколовского ищет новые формы самовыражения. Совсем недавно состав был расширен до шести человек. Появились в коллективе новые музыканты: А. Мазепин (скрипичный контрабас) и В. Фролов (ударные инструменты). Это нововведение расширило репертуарные возможности ансамбля, привнесло новые краски в инструментовку. Весной 2003г. Уже секстет записал интересную программу на Гомельском областном телевидении. Хочется пожелать этому обновленному коллективу творческих успехов и исполнительского долголетия.


Участники квартета баянистов Б.И. Давыдов, А.А. Маляров, Б.П. Божков, В.П. Лейко являются преподавателями Гомельского колледжа искусств им. Соколовского и много сил отдают педагогической деятельности, неся учащимся свою увлеченность музыкой, преданность делу, ответственность за выбранную профессию. Среди учащихся, музыканты ансамбля пользуются заслуженным авторитетом и глубоким уважением, это способствует повышению качества учебного процесса и развитию творческой обстановки в колледже.

Ежегодно в Белорусскую Государственную консерваторию им. Луначарского и ВУЗы культуры поступают ученики участников квартета — выпускники колледжа. Другие же выпускники, придя на работу в детские музыкальные школы, создают ансамбли из преподавателей, поддерживают творческую связь с квартетом своих преподавателей. Созданы ансамбли в Добрушской, Костюковской, Кормянской, Чечерской, Ветковской, Речицкой, Жлобинской детских музыкальных школах, во всех музыкальных школах г. Гомеля.

По примеру квартета в колледже созданы ансамбли преподавателей: ансамбль русских народных инструментов, струнный квартет, квартет духовых медных инструментов, квинтет деревянных духовых инструментов. Стало традицией обязательное участие всех преподавателей колледжа и учащихся их классов в концертах. По инициативе участников квартета в колледже ежегодно проводятся конкурсы на лучшее исполнение, среди учащихся вторых и третьих курсов по специальности баян и аккордеон. На прошедшем в 1984г. Смотре-конкурсе хоровых и оркестровых коллективов все шесть коллективов колледжа были отмечены дипломами. Эта традиция продолжается до сих пор.

Участники ансамбля стали организаторами ряда творческих встреч учащихся и преподавателей колледжа и музыкальных школ г. Гомеля с известными композиторами и исполнителями. Интересным событием стала творческая встреча с композитором К. Мясковым и лауреатом международных конкурсов, заслуженным артистом УССР В. Бесфамильновым. Инициатором встречи был А.А. Маляров, близко знакомый с композитором К. Мясковым. Совсем недавно состоялась встреча с композитором Е. Дербенко.

Творческая встреча с композитором К. Мясковым

К. Мясков дал высокую оценку исполнительскому мастерству квартета баянистов, поделился мыслями об исполнении своих произведений, пожелал ансамблю творческих успехов.

Полезной и интересной оказалась творческая встреча с известным белорусским композитором Е.А. Глебовым. Квартет исполнил «Полесскую сюиту». Автор сюиты отметил тонкое, вдумчивое отношение квартета к раскрытию художественного замысла произведения, высокое профессиональное мастерство.

Творческая встреча с композитором Е.А. Глебовым транслировалась по Гомельскому телевидению

Участники ансамбля — это четыре ярко выраженные индивидуальности. Яркую виртуозность В. Лейко дополняет по-философски глубокая, вдумчивая игра А.А. Малярова. Слушатели обращают внимание на великолепное чувство ансамбля, высокое исполнительское мастерство руководителя квартета Б.И. Давыдова и мягкий певучий звук Б. Божкова.

Участники квартета поддерживают творческие связи со многими творческими коллективами баянистов нашей страны: квартетом баянистов Киевской Государственной филармонии, Уральским трио баянистов, ансамблем баянистов, преподавателей Белорусской      Государственной консерватории, трио Липецкой филармонии, ансамблем баянистов Тираспольского, Брянского, Новополоцкого музыкальных училищ.

Квартет баянистов принимает активное участие в смотрах методической и исполнительской работы преподавателей училищ республики и всегда радует высоким профессиональным мастерством и разнообразием исполняемых произведений.
В подтверждение сказанному следует вспомнить:

В 1993г. квартет получил диплом 5-го республиканского смотра методической и творческой работы педагогов учебных заведений искусства и культуры.

Аналогичный диплом был получен квартетом и в 1998г.

Содержание

  1. И.С Бах – А.Вивальди — «Концерт» d-moll IV часть 
  2. И.С. Бах Сюита h-moll: «Рондо»
  3. «Менуэт»
  4. «Скерцо»
  5. Ц. Кюи — «Тарантелла»
  6. В. Гридин — «Рассыпуха»
  7. А. Цыганков — «Ту-степ»
  8. В. Гридин — «Ехал казак за Дунай»
  9. Г. Родригес – П. Глущук — «Аргентинское танго»
  10. В. Гордей — «Болгарская сюита»
  11. Н. Сирота – «Вясковыя кадрылi»
  12. Е. Дербенко — «Сельские музыканты»
  13. Е. Дербенко — «Старый баян»
  14. Н. Костюк (сл. Тимофеева) – «Околица»
  15. Г. Фельцман (сл. Н. Кохановского) – «Военные песни»
  16. О. Серебряков – «Еврейский круговой танец»
  17. А. Пьяццолла – «Пожалуйста»
  18. А. Пьяццолла — «Контрабас»
  19. А. Пьяццолла – «Либертанго»
  20. А. Андерсон – «Пустячок»
  21. Г. Золин (сл. В. Бутенко) – «Живу в березовой стране»
  22. Н. Костюк (сл. В. Никитенко) – «Русская ярморка»
  23. А. Цыганков – «Экспромт в стиле кантри»
  24. Е. Дербенко – «Семеновна»

Содержание

  1. Н. Ризоль — «Казачья кавалерийская»
  2. В. Гордей — «Концертные вариации»
  3. В. Гордей — «Юмореска»
  4. Н. Негруци — В. Гордей — «Лэутарская легенда»
  5. В. Мунтян — «Молдавская рапсодия»
  6. Ю. Романов — «Воронежские наигрыши»
  7. В. Гридин — «Утушка луговая»
  8. В. Гридин -«Озорные наигрыши»
  9. Е. Дербенко — «Кузнечик»
  10. В. Власов — «На ярморке»
  11. Е. Глебов — «Фантазия»
  12. Е. глебов — Полесская сюита «Дудари»
  13. «Баллада»
  14. «Танец»
  15. Н. Зарицкий — «Рожок»
  16. Н. Зарицкий — «Метелица»
  17. Н. Сирота — «А у полi вярба»
  18. Н. Сирота — «Рушнiк»
  19. Н. Сирота — «Ой ляцелi гусi»
  20. Н. Сирота — «Ой зелена, зелена»
  21. Н. Сирота — «Бульба»
  22. Н. Сирота — «Сваток»
  23. Н. Сирота — «Соловейко» соло Э. Сытянко (флейта)

Содержание

  1. И.С. Бах — Струнная сюита h-moll «Увертюра»
  2.  «Рондо»
  3.  «Полонез»
  4.  «Бурре»
  5.  «Менуэт»
  6. «Шутка» (соло Э. Сытянко (флейта))
  7. Г. Гендель — «Кончерто — гроссо»
  8. Г. Гендель — «Пассакалья» g-moll
  9. Л. Бёльман — Готическая сюита в 4-х частях — «Интродукция — хоралл»
  10. «Готический менуэт»
  11. «Молитва» (Собор Парижской богоматери)
  12. «Токката»
  13. А. Вивальди Концерт для флейты-пикколо II-III ч. a-moll соло Э. Сытянко (флейта)
  14. А. Лядов — «Кикимора» народное сказание
  15. М. Глинка — «Экспромт в стиле галоп»
  16. П. Чайковский — «Миниатюрный марш»
  17. Ц. Кюи — «Тарантелла»

Содержание

  1.  Л. Бёльман — Готическая сюита в 4-х частях — «Интродукция — хоралл»
  2. «Готический менуэт»
  3. «Молитва» (Собор Парижской богоматери)
  4. «Токката»
  5. К.М. Вебер — «Увертюра к опере Оберон»
  6. Ф. Мендельсон —  «Итальянская симфония» (финал)
  7. М. Глинка — «Экспромт в стиле галопа»
  8. В. Монти — И. Яшкевич -«Чардаш»
  9. О. Джойс-Г. Шендерёв — «Осенний сон»
  10. В. Золотарёв — «Рондо каприччиозо»
  11. Е. Дербенко — «Тирольский танец»
  12. Е. Дербенко — «Кубинский танец»
  13. Е. Дербенко По улочкам старой Москвы — «Старопавловская кадриль»
  14. «Вальс под шарманку»
  15. «Тверской бульвар»
  16. «Гусарский марш»
  17. Е. Глебов -«Фантазия»
  18. Н. Зарицкий — «Метелица»
  19. Ю. Романов — «Воронежские наигрыши»
  20. В. Иванов — «Утушка луговая»
  21. Н. Сирота — «А у полi вярба»
  22. Н. Сирота — «Рушнiкi»
  23. Н. Сирота — «»Бульба»
  24. Н. Сирота — «Соловейко» соло Э. Сытянко (флейта)
  25. Н. Сирота — «На солнечной поляночке»
  26. Н. Ризоль — «Казачья кавалерийская»